Инженерия сегодня
На мой взгляд, российское инженерное образование переживает непростые времена. Тот запас, который был в советской высшей школе, исчерпан. Давно назрела необходимость перевести инженерное образование на новые рельсы.
Сеть технических вузов, которая существует сегодня, — преемница советской системы. Она выстраивалась преимущественно вокруг мегапроектов — по созданию химической и ядерной промышленности, автопрома. Всё это происходило во всесоюзном контексте необходимости модернизации: так возникла большая часть инженерных вузов, которые работают в современной России. Сегодня индустрия очень изменилась. Например, в 90-е годы из Москвы ушли крупнейшие предприятия национального автопрома. При этом на данный момент остается большое количество вузов, которые в прежних объемах и по прежним стандартам готовят кадры для изменившихся отраслей. Возникает вопрос несоответствия образовательной сети и индустрии.
Когда мы пытаемся ответить на вопрос «в каком состоянии находится российское инженерное образование?», мы, во-первых, обращаемся к главному заказчику, то есть к индустрии. Как правило, представители бизнеса отвечают, что оно в критическом состоянии. Отчасти это действительно так: большинство программ и методов, которые используют в инженерных вузах, пришли из советского опыта, в котором было много хорошего, но который был нацелен на формирование инженеров, способных встроиться в индустриальные мегапроекты. Сейчас государственных инженерных мегапроектов практически нет, но есть развивающийся частный бизнес и новые технологии — для которых мы не готовим кадры. Один из наиболее востребованных у работодателя навыков сегодня— так называемые надпрофессиональные компетенции, «softskills» — умение работать в команде, правильно ставить цели и добиваться их, умение работать в мультидисциплинарной среде. Раньше это было не так нужно, такие компетенции не ставились перед образованием в качестве целевых. Сейчас они востребованы, но мало вузов, способных системно такие компетенции ставить.
Командный дух в инженерии — это не просто умение друг друга уважать и понимать; это и сквозное проектирование, командные дедлайны, разделение труда, конкуренция. Только в конкурентной среде можно вырастить настоящего инженера, который сможет создавать продукт. Только в глобальных соревнованиях инженер может состояться как профессионал.
Причём эти конкурсы должны быть не имитацией, а частью международных инженерных состязаний, которых в мире очень много. Наш университет активно внедряет в учебный процесс формат международных инженерных соревнований, который позволяет вырастить целые команды современных инженеров.
Один из самых ярких проектов — «Формула Студент». Это международный проект, который имеет давнюю историю. Команда студентов без участия преподавателей должна за год спроектировать и построить прототип гоночного болида, который будет участвовать в международных соревнованиях. Результаты оцениваются международным жюри, состоящим из представителей крупнейших автомобильных компаний, по целому ряду критериев. Важной частью конкурса является испытание созданных студентами прототипов в динамике, то есть это не соревнование отчётов и презентаций. В подобных состязаниях, где есть конкуренция, где результат объективен, как раз и можно судить о том, способен ли студент технического вуза стать полноценным инженером.
Университет машиностроения участвует в пяти различных сериях таких международно значимых проектов, и в этот процесс вовлечены десятки студентов вуза. Задача, которая была поставлена нами с начала этого учебного года, — вовлечь всех поступивших в вуз студентов технических специальностей и направлений подготовки в тот или иной проект.
Зачем идти в инженеры
Университет машиностроения готовит разных инженеров: и линейных специалистов для компаний, и инженеров, способных создавать что-то принципиально новое.
Часто говорят, что студент на выходе из вуза должен получить хороший набор знаний. Это заблуждение — на выходе нужно приобретать не только набор знаний, но и пакет компетенций — профессиональных и надпрофессиональных. С набором компетенций выпускник получает и разнообразие карьерных траекторий. Инженерное мышление — не просто знание специфических дисциплин; это особая картина мира, способ мышления. Это умение видеть мир как систему, проектировать её элементы и управлять ими. Человек, который «упакован» такими компетенциями, обладает серьезными инструментами для развития своей карьеры. Во всем мире люди, получившие инженерное образование, становятся успешными бизнесменами, руководят крупными компаниями.
В Университете машиностроения мы создаем такую среду, в которой получений этих компетенций технологизируется. Выпускник может пойти работать по специальности—например, в Москве серьезная инженерная инфраструктура, здесь сохранились высокотехнологичные отрасли, связанные с оборонным комплексом, IT-технологиями, транспортом. Грамотные кадры в столице всегда востребованы. С другой стороны, студент может выбрать для построения карьеры и неинженерное направление — например, за четыре года окончить инженерный бакалавриат, а затем поступить в экономическую магистратуру. На выходе после шести лет он становится хорошим инженером и хорошим управленцем. Такой человек может встроиться в крупную международную компанию или создать новый бизнес.
В Университете машиностроения мы ведём активную работу по налаживанию связей с бизнесом. Студент, начиная с первого курса, общается с работодателем — для этого есть интерактивные онлайн-системы и очные мероприятия. Работодатели вуза получают возможность селекции специалистов, отбирая их и привлекая к различным корпоративным активностям внутри вуза — учебным проектам и спецкурсам, конкурсам и так далее. Активные студенты Университета машиностроения, находясь в этой среде, после выпуска не задаются вопросом «куда пойти работать?». Они уже знают ответ, и при поддержке сотрудников отдела практики и трудоустройства вуза получают доступ к широким возможностям построения карьеры в крупнейших компаниях профильных отраслей.
Особые направления
Мы готовим инженеров по разным направлениям, одни из самых востребованных — «Информационные системы и технологии» и «Управление в технических системах». Для обеспечения высокого качества подготовки студентов по этим направлениям мы привлекли молодую управленческую команду из ведущих технических вузов страны. Проекты студентов здесь построены на стыке дисциплин. К примеру, студенты создают роботизированный автомобиль, который передвигается без участия человека; в команде совместно работаютстуденты автомобильных и IT направлений, которые программируют «мозги» автомобиля. К слову, этот конкретный проект в прошлом году получил премию NASA. IT является одним из приоритетных направлений для нас. Сегодня на направление идут ребята с высоким баллом ЕГЭ, но здесь и соответствующие ожидания по заработной плате выпускника.
Также в Университете машиностроения мы открыли академию CISCO: для студентов это означает, что, пройдя дополнительный модуль по ходу обучения в вузе практически бесплатно, они получат сертификаты CISCO. Человек с таким сертификатом имеет значительную прибавку к зарплате. Почему работодатель на это идёт? Ему нужно, во-первых, расширять круг людей, которые владеют их программным обеспечением. Во-вторых, это маркетинг. Похожие проекты есть и с автомобилестроением. Понятно, что наш автопром не ругает только ленивый, но также очевидно, что автотранспорт остаётся стратегическим направлением, и в будущем в него будут направляться инвестиции.
Конкурентные преимущества
Мы не имитируем проектную деятельность: в учебном процессе Университета машиностроения нормативно заложена большая часть времени на проектную работу в командах. Речь идет в том числе о международных проектах и проектах по заказу работодателя. Мы изначально выстраиваем связи с работодателями таким образом, чтобы получать базы актуальных задач и создавать на их основе учебные кейсы. Безусловно, получая от компании ту или иную инженерную задачу, нет уверенности, что студент выполнит её на должном уровне, но он в любом случае приобретет опыт работы в реальном проекте.
Особую ставку наш вуз делает на академическую мобильность учащихся. Студенты Университета машиностроения проходят обучение и практику в дружественных организациях и вузах Германии, Франции, Италии, Южной Кореи. Одним из наиболее ярких примеров международного сотрудничества является совместная работа с Хендэ Мотор СНГ. В рамках сотрудничества с компанией мы ежегодно отправляем студентов на учебный семестр в Ульсанский университет (Южная Корея). Сегодня это одно из самых современных учебных заведений мира. Для российских вузов, пожалуй, это ориентир, к которому надо стремиться.
Кстати, за последние годы учебные заведения Китая и Южной Кореи сделали огромный рывок вперед. В Южной Корее за одно поколение появилась индустрия и соответствующая ей образовательная система. Этот путь ускоренного развития нам очень интересен и даже более близок, чем опыт западных стран, поскольку многие университеты Европы были образованы несколько сотен лет назад и имеют очень консервативные устои. Опыт азиатских стран подтверждает, что акцент в высшем инженерном образовании необходимо делать на практическом обучении и развитии механизмов международного сотрудничества. В Университете машиностроения мы действуем именно в этом направлении и нацелены на международную конкурентоспособность.
Обсуждение материала
Оставить комментарий