В школе мне легко давалась математика и физика, поэтому еще там я решил, что направление, по которому мне нужно начать обучение в вузе, будет техническим. Я изначально решил поступать в Москве: я родился в Смоленске, а действительно стоящих учебных заведений такого направления там нет. Судил по таким критериям, как статусность вуза, средний проходной балл за предыдущие годы, наличие мест в общежитиях и их удаленность от учебных корпусов. Подавал документы в четыре вуза — МИЭМ (ВШЭ), МЭИ, МГТУ имени Баумана и МАИ. Летом я побывал в каждом из них, и больше всего меня заинтересовала специальность, о которой мне рассказали в приемной комиссии МАИ. Туда я в итоге и поступил: зачислился на факультет № 7 — «Роботехнические и управляемые системы», — на 704 кафедру, которая занимается подготовкой специалистов по разработке программного обеспечения в области навигации летательных аппаратов и спутников.
Своей в меру сложной и разнообразной программой, а также перспективами трудоустройства на ведущие авиационные предприятия России. Да и в целом я знаю, что люди, которые хорошо разбираются в вопросах создания программного обеспечения для таких сложных объектов, как беспилотники и спутники, всегда востребованы как IT-специалисты.
До поступления я об этом не задумывался. Я ведь подавал документы почти во все технические вузы, и у всех была разная специализация. Авиация мне стала интересна после посещения приемной комиссии. Это очень перспективное направление.
К экзаменам по русскому языку и математике я готовился самостоятельно. Но не могу сказать, что особенно рьяно штудировал задачники и тесты: я был уверен в своих силах. В школе я хорошо справлялся с этими предметами, пробный ЕГЭ тоже написал неплохо, поэтому в подготовке поставил на физику, с которой у меня всё же были некоторые проблемы, и год посещал репетитора. В итоге экзамены я сдал хорошо: на 82 балла — русский язык, на 81 — математику и на 94 — физику. В сумме я набрал 257 баллов, что позволило выбирать из очень широкого списка вузов.
Меня удивило то, насколько кардинально учебный процесс здесь отличался от того, к чему я привык в школе. Большой акцент делался на самостоятельность, было заметно иное отношение преподавателей к ученикам. Поначалу это было непривычно. Кроме того, я заметил, что уровень ребят, с которыми я начал учиться, был выше, чем у моих одноклассников в школе. Со многими я нашел общий язык и общие интересы. Да и в целом, там, где собрались люди определенного склада ума, учиться интереснее и проще.
Среди плюсов могу выделить то, что преподавательский состав — это, в основном, люди, которые непосредственны связаны с авиационной промышленностью. Это либо советские конструкторы, либо ведущие сотрудники авиационных предприятий. Так что лекции читают исключительно компетентные специалисты. Также среди плюсов могу выделить довольно лояльную политику деканата во время первой сессии. Не все успевают прочувствовать студенческий темп обучения, и ребятам, которые на первых порах не успевают по учёбе, на первой сессии давали время на закрытие долгов.
Минусы будут довольно субъективными. Мне кажется, некоторые преподаватели, при несомненно полном владении предметом, не слишком стараются доступно преподносить информацию. Часть лекций очень трудно записывать, а еще труднее потом разбирать. И это происходит, думаю, не из-за сложности предмета, а либо из-за недостаточной мотивации преподавателя действительно чему-то научить, либо из-за того, что он не осознает, что материал трудно усвоить в той форме, в которой он его преподносит. Но тот, кто и впрямь заинтересован в учёбе, всегда сможет разобраться и научиться всему, что дают. А номинально этого более чем достаточно, чтобы стать квалифицированным специалистом.
Первые два курса — «общие», то есть учебный план состоит из базовых технических предметов, 90% из которых преподается в любом техническом вузе. Среди них — математический анализ, линейная алгебра, теоретическая механика, ТФКП (теория функций комплексного переменного), теория вероятности, математическая статистика и другие дисциплины. Специальные предметы, в основном, идут с 3 курса: на 1 и 2 курсе есть только программирование или конструирование, в зависимости от кафедры.
Изначально я пошел на кафедру разработки программного обеспечения. Но после 1 курса стало понятно, что я не тяну по части программирования, так что я перевелся на другую кафедру, которая занимается конструированием приводов для спутников и летательных аппаратов. Так как я сейчас только на 3 курсе, по поводу специальных предметов могу судить лишь по одному семестру. Конкретно на нашей кафедре уже преподавались основы гидравлических приводов, аэродинамика крыла самолета, конструирование и разработка 3D-моделей в среде SolidWorks. В будущем погружения в специальность у нас будет большее.
Самолет может двигаться в трех направлениях: по каналам крена, тангажа и рыскания.
Привод — это механизм, который приводит в движение определенные части различных механизмов. Они используются не только в авиации и технике, но и в нейрохирургии, например. На нашей кафедре года три назад был разработан аппарат искусственной вентиляции легких. Циркуляция воздуха в нем, если говорить простыми словами, задается движением насосов, которые являются частью движущего привода. Если говорить о приводах в авиации, то, скажем, самолет может двигаться в трех направлениях: по каналам крена (поворот самолета вокруг его продольной оси), тангажа (угловое движение летательного аппарата относительно горизонтальной поперечной оси инерции — Прим. ред.) и рыскания (угловые движения летательного аппарата относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судну — Прим. ред.). Это происходит из-за отклонения элеронов (аэродинамических органов управления, симметрично расположенных на задней кромке консолей крыла у самолетов) и рулей высоты на киле и крыльях. А отклонение выполняется как раз из-за движения приводов. Приводы бывают электрические, пневматические, гидравлические. Разные виды используются в разных механизмах — от оружия до робототехники. Или, например, велосипед: у него есть цепь и две шестерни. Одна приделана к педалям, вторая — к колесу. Мы силой ног крутим педали, которые крутят шестерню. От этого двигается цепь, которая через вторую шестерню приводит в движение колесо. Весь механизм, от ног, которые выступают в качестве двигателя, до колеса, можно назвать своего рода приводом.
В основном это предметы, непосредственно связанные с моделированием. Очень понравился курс по работе в среде SolidWorks. Уже на 3 курсе я нашел пару фриланс-заказов: пытаюсь монетизировать полученные знания.
SolidWorks — это пакет программ для 3D-моделирования различных систем. Допустим, у инженера есть чертеж какой-либо детали или сборки, и ему надо это визуализировать. Тут и приходят на помощь эти программы. Помимо прочего, они позволяют проводить инженерный анализ полученных деталей: проверять прочность, устойчивость и другие свойства. К примеру, на 2 курсе мы получили чертежи и к концу года должны были смоделировать в 3D на их основе работающий двигатель. Мы постепенно сделали это в рамках лабораторных работ.
Лабораторные работы вел молодой преподаватель. Он показывал нам слайды и разбирал устройство похожих деталей. Потом мы начали работать с собственными вариантами и, если у кого-то что-то не получалось, можно было поговорить с преподавателем, который подсказывал нужные приемы и функции.
Отношения между студентами в вузе, конечно, несколько другие, чем те, что складываются в школе. Нет такого близкого контакта. Поэтому и излишней сплоченности нет. Однако ребята подобрались классные: у большинства студентов есть увлечения, со многими я нашел общие интересы. Сказывается еще и тот факт, что живу я в общежитии, которое находится буквально в трех минутах ходьбы до вуза. Поэтому я успеваю «пересечься» и с москвичами, и с «общажными» друзьями.
Перспективы в обоих случаях одинаковые, поскольку МАИ — это, пожалуй, единственный вуз, который готовит специалистов по моему направлению. Выпускники смогут работать на крупнейших российских предприятиях, на ведущих ролях. Многие наши студенты идут работать (по направлению вуза) в Центр управления полетами МКС, в конструкторское бюро МАРС, на авиастроительные предприятия «Сухой» и «МиГ». Все варианты перечислить сложно. Кроме того, остается возможность трудоустройства за границей: российские технические специалисты в мире всё еще ценятся.
Обсуждение материала
Оставить комментарий