- Санкт-Петербургская школа телевидения в Москве
- «Школа Александра Митты»
- Киношкола «Свободное кино»
- Высшая школа режиссеров и сценаристов в Санкт-Петербурге
- «Фильмошкола»
- Сценарная мастерская Александра Молчанова
- Институт журналистики и литературного творчества
- Высшие курсы сценаристов и режиссеров
- Учебный центр кино и телевидения UHD
- ВГИК им. С. А. Герасимова
- Московская школа кино
- Московская школа нового кино
- New York Film Academy
- «Академия коммуникаций Wordshop»
Краткосрочные курсы
1. Базовый курс «Сценарист»
- Где
- Санкт-Петербургская школа телевидения в Москве
- Начало
- по мере набора
- Стоимость
- 13 000 руб. за групповые, 18 000 руб. за индивидуальные занятия
- Продолжительность
- 6 дней
- Специализация
- сценарии любого формата
Краткосрочные интенсивные курсы, в ходе которых студенты овладеют базовыми навыками и терминологией для написания сценария к художественному или документальному фильму, клипу, спектаклю или телешоу. Кроме того, слушатели узнают, как профессионалы составляют свое портфолио, вникнут в технические аспекты производства фильма и получат представление о способах реализации готового сценария. График обучения, что удобно, гибкий, занятия ведут преподаватели-практики — режиссеры и сценаристы Екатерина Круглая («Живые картинки») и Евгений Крылов («Я иду домой»).
2. Структура фильма от Александра Митты
- Где
- «Школа Александра Митты»
- Начало
- апрель
- Стоимость
- 14 000 руб.
- Продолжительность
- 6 дней
- Специализация
- сценарии полного метра
Народный артист и профессор Гамбургского университета Александр Митта работает в индустрии кино вот уже более полувека. На его счету такие известные фильмы и сериалы, как «Экипаж», «Граница. Таежный роман», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и «Звонят, откройте дверь». Митта сотрудничал со множеством знаменитостей, в том числе с Еленой Прокловой, Владимиром Высоцким, Леонидом Филатовым и Ренатой Литвиновой. На своих мастер-классах режиссер расскажет о создании историй для кинематографа — от развития замысла до написания сценария. Митта также затронет интересные для начинающих сценаристов вопросы, к примеру, как бороться с «провисанием» середины фильма или убедительно выстроить образы врагов главного героя.
3. Практическая драматургия кино
- Где
- Киношкола «Свободное кино»
- Стоимость
- 15 000 руб.
- Продолжительность
- 11 занятий, 1 месяц
- Специализация
- сценарии короткого метра, рекламы и видеороликов
- Начало
- по мере набора
Практический курс выпускницы журфака МГУ и Высших курсов сценаристов, режиссеров Марии Афанасьевой, которая специализируется на коротком метре и рекламе (работала с BBDO, Adventa Lowe и MacCanErickson). Программа обучения сконцентрирована вокруг кинодраматургических произведений малых форм: короткометражек, рекламных роликов, видеоклипов. В рамках занятий студенты напишут порядка 10 этюдов, а в самом конце — собственный сценарий. Среди основных пунктов программы обучения — история как набор событий, различия кинодраматургии и прозы, создание зрительных образов и написание диалогов; отдельно в рамках занятий можно будет рассмотреть музыкальность киноисторий.
4. Практический курс по сценарному мастерству
- Где
- Высшая школа режиссеров и сценаристов в Санкт-Петербурге
- Начало
- 25 апреля
- Стоимость
- 13 500 руб.
- Продолжительность
- 15 занятий, 1 месяц
- Специализация
- сценарии любого формата
Курс продолжительностью три недели рассчитан на начинающих сценаристов. Особое внимание уделяется практике: слушатели научатся выстраивать сюжет и работать с героями будущего фильма. Основную часть занятий ведет сценарист, редактор, преподаватель СпбГУКиТ и СПбГУКИ Платон Мартынов. Каждое из них состоит из лекции и семинара, чтения теоретической части и свободного обсуждения работ студентов. Программа также предусматривает три семинара по основам кинопроизводства, которые пройдут под руководством режиссера Антона Сухарева («Дримс», «О»).
5. Сценарный интенсив (онлайн-курс)
- Где
- «Фильмошкола»
- Начало
- по мере набора
- Стоимость
- 14 900 руб.
- Продолжительность
- 10 онлайн-занятий, 1 месяц
- Специализация
- сценарии любого формата
Онлайн-образование в области сценарного мастерства, которое предлагают выпускники ведущих специализированных университетов России и мира — ВГИКа, New York Film Academy и др. Все преподаватели активно занимаются практической деятельностью: продюсируют фильмы, пишут сценарии или работают редакторами на киностудиях. Уже после первого занятия педагоги вместе со студентами разберут их идеи для сценария, что поможет понять, нужно ли продолжать обучение в «Фильмошколе». После окончания курса желающие подпишут с организацией агентский договор, который дает ей право продвигать сценарии выпускников.
6. Сценарий детективного сериала (онлайн-курс)
- Где
- Сценарная мастерская Александра Молчанова
- Начало
- 10 мая
- Стоимость
- 69 500 руб.
- Продолжительность
- 12 онлайн-занятий, 3 месяца
- Специализация
- сценарии детективных сериалов
Детектив — один из самых увлекательных и популярных жанров в литературе, кино и на ТВ. В последние годы интерес к нему растет, это во многом связано с такими телепроектами, как «Шерлок», «Лютер», «Убийство», «Хорошая жена» и другими всем известными сериалами. Автор пьесы «Убийца» и учебника «Букварь сценариста» Александр Молчанов (сериалы «Захватчики», «Побег») поделится со студентами основами написания сценария для телешоу. В ходе обучения слушатели создадут пилотную серию и заявку собственного проекта.
7. Драматургия и сценарное мастерство
- Где
- Институт журналистики и литературного творчества
- Начало
- 11 апреля
- Стоимость
- 18 000 руб.
- Продолжительность
- 4 недели
- Специализация
- сценарии для кино и ТВ
Курс предлагает освоить основы драматургии и создания сценариев для кино и ТВ с уклоном в тележурналистику и документальное кино. Теорию построения драматических произведений на курсе будет преподавать филолог-германист и искусствовед Арсений Дежуров, а сценарии студентов научат писать шеф-редактор службы информационного вещания телеканала «Культуры» Андрей Райкин и Виталий Калинин, главный оператор «Первого канала». Практику для студентов организуют на базе этих же ведущих федеральных телеканалов. Кроме того, во время обучения пройдут лекции приглашенных экспертов из телеиндустрии.
Долгосрочные курсы
8. Кинодраматургия
- Где
- Высшие курсы сценаристов и режиссеров
- Начало
- по мере набора
- Вступительные испытания
- собеседование
- Стоимость
- 250 000 руб.
- Продолжительность
- 18 месяцев
- Специализация
- сценарии для кино
Престижные и старейшие курсы переподготовки кадров для индустрии кино, где в разное время обучались Илья Авербах, Алексей Балабанов и Тимур Бекмамбетов. Лекции и семинары проходят в небольших группах-мастерских под руководством профессоров с огромным практическим опытом работы. Драматургию на ВКСР преподают заслуженные деятели искусств, лауреаты различных премий, профессора ВГИКа — Одельша Агишев, Зоя Кудря, Наталья Рязанцева, Михаил Фатахов и другие. За полтора года обучения студенты успевают принять участие сразу в нескольких проектах — разрабатывают сценарий короткометражки и придумывают два сценария полного метра для курсовой и диплома.
9. Сценарист драматургии кино и телевидения
- Где
- Учебный центр кино и телевидения UHD на базе Останкинского института
- Начало
- по мере набора
- Вступительные испытания
- собеседование
- Стоимость
- 144 000 руб.
- Продолжительность
- 12 месяцев
- Специализация
- сценарии для кино и ТВ
Обучение основам драматургии кино и телевидения в центре UHD включает в себя обязательную стажировку в здании аппаратно-студийного комплекса (АСК-3) телецентра «Останкино». Если студент пропускает лекцию, есть возможность посмотреть ее позже в режиме онлайн. График занятий — по выбору слушателя, их можно посещать как днем, так вечером или в выходные (кстати, иногородним студентам предлагается размещение в хостеле на время учёбы). Курсы подойдут всем, кто хочет научиться мастерству написания сценариев, вне зависимости от возраста и предыдущего образования. Что касается преподавателей, то в штате UHD трудятся многие заслуженные работники кино и ТВ, к примеру, телеоператор ВГТРК и член союза кинематографистов Александр Дудов, автор учебников по истории кино Игорь Беленький и академик Международной академии телевидения и радио Ксения Гамалея.
10. Сценарист кино и телевидения
- Где
- ВГИК им. С. А. Герасимова
- Начало
- сентябрь
- Вступительные испытания
- творческий конкурс и собеседование
- Стоимость
- 250 000 руб.
- Продолжительность
- 2 года
- Специализация
- сценарии для кино и ТВ
Самый известный российский университет, специализирующийся на кинообразовании, открыл набор на курсы главного редактора компании «Гамма-Продакшн» и сценариста Дениса Родимина («Олимпиус инферно», «Жестокость», «Духless», «Бумер» ). Чтобы начать обучение у мастера, нужно пройти два этапа конкурса — предварительный отбор по результатам творческих работ и заключительное собеседование с Родиминым. Выпускники курса получат возможность поступить в аспирантуру ВГИКа, а лучшие из них поработают над проектами для федеральных телеканалов («Первый канал», «Россия-1», «НТВ»). Иногородним абитуриентам предоставляется общежитие.
11. Сценарное мастерство
- Где
- Московская школа кино
- Начало
- октябрь
- Вступительные испытания
- творческий конкурс и собеседование
- Стоимость
- 600 000 руб.
- Продолжительность
- 2 года
- Специализация
- сценарии для кино и ТВ
Курс Московской школы кино разработан при поддержке факультета драматургии престижного Калифорнийского университета в Беркли (США), который входит в число 20 ведущих вузов мира в рэнкинге Times Higher Education. Куратором образовательной программы выступает выпускник этого учебного заведения Александр Талал, работавший над сценариями к картинам «Дневной дозор» и «Черная молния». Среди других преподавателей — шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов канала «Культура» Всеволод Коршунов, креативный продюсер ряда проектов «Амедиа» Константин Наумочкин («Кто в доме хозяин?», «Моя прекрасная няня») и аниматор Аида Зябликова (серия мультфильмов о домовенке Кузе). Программные модули курса включают в себя общую теорию кино, анализ картин и сценариев для разных форматов — полного метра, анимационных фильмов и короткометражек. На базе МШК также действует «Центр по связям с индустрией», обеспечивающий студентов реальным опытом работы в планирующихся к запуску сериалах или фильмах (для Sony Pictires, Enjoy Movies, СТВ, ВГТРК и др.).
12. Сценарный факультет
- Где
- Московская школа нового кино
- Начало
- сентябрь
- Вступительные испытания
- творческий конкурс и собеседование
- Стоимость
- 360 000 руб.
- Продолжительность
- 2 года
- Специализация
- сценарии для кино и ТВ
Практический курс, направленный на развитие у студентов навыков работы с самыми разными сценариями — для анимационных фильмов, адаптаций, экранизаций и др. Учёба здесь также предполагает постоянную совместную работу со студентами-режиссерами (сотрудничество — одно из главных правил МШНК, здесь все лаборатории работают вместе), а также регулярный просмотр и анализ классики и современного кино (например, «канон МШНК» — список из 200 фильмов, которые нужно посмотреть всем студентам). Сам образовательный процесс построен на постепенном переходе от простого к сложному — сначала слушатели работают над этюдами, потом приступают к киноновелле, затем переходят к полному метру, и в конце их ожидает полнометражный дипломный сценарий. Кроме того, на последнем курсе у будущих выпускников появится возможность встретиться с ведущими российскими продюсерами и узнать о перспективах трудоустройства.
13. Сценарное мастерство (онлайн, на английском)
- Где
- New York Film Academy
- Начало
- 4 апреля, 5 июля, 3 октября
- Вступительные испытания
- творческий конкурс и собеседование
- Стоимость
- $4 500
- Продолжительность
- 9 месяцев
- Специализация
- сценарии для кино и ТВ
Дистанционное обучение в авторитетной киношколе Нью-Йорка, где традиционно учатся дети звезд кино (Стивена Спилберга, Джоди Фостер, Мартина Скорсезе), позволит будущим сценаристам не только освоить азы этой профессии, но и усовершенствовать английский. Занятия ведут известные в США деятели кино- и ТВ-индустрии: режиссер Saturday Night Live Клод Кервен, а также сценарист, продюсер и режиссер ряда образовательных и рекламных фильмов, снятых для Колумбийского университета и Olympus America, Мэри Сойер. Студенты смогут смотреть видеолекции в любое удобное время, принимать участие в занятиях в режиме онлайн, общаться в интернете с сокурсниками и преподавателями.
14. Сценарии сериалов/ситкомов
- Где
- «Академия коммуникаций Wordshop»
- Начало
- октябрь
- Вступительные испытания
- творческий конкурс
- Стоимость
- 160 000 руб.
- Продолжительность
- 1 год
- Специализация
- сценарии для сериалов
Уникальный в своем роде факультет сериалов «Академии Wordshop» готовит будущих шоураннеров, знающих все этапы создания и развития телепроекта. Чтобы стать квалифицированным специалистом, студенты посмотрят не менее 30 сериалов разных жанров из рекомендованного преподавателями списка (в него входят «Во все тяжкие», «Дурнушка Бетти» и «Теория большого взрыва») а также примут участие в 26 мастер-классах сценаристов популярных проектов («Физрук», «Окрыленные», «Сладкая жизнь» и др.) — одним словом, мечта, а не учёба. Курс проходит под руководством Анны Смольняковой, креативного продюсера и сценарного консультанта, которая много лет работает на российском ТВ.
15. Сценарное мастерство (короткий и полный метр)
- Где
- «Академия коммуникаций Wordshop»
- Начало
- октябрь
- Вступительные испытания
- творческий конкурс
- Стоимость
- 280 000 руб.
- Продолжительность
- 1 год
- Специализация
- сценарии для кино
Куратором курса выступает один из самых востребованных российских сценаристов — Юрий Коротков («Стиляги», «9 рота», «Страна глухих», «Попса»). Студенты изучают историю кино и кинодраматургию, а во время творческих мастерских переходят к активной практике — разбору кейсов, съемкам, презентациям, обсуждению сценариев друг друга. Под руководством опытного специалиста каждый слушатель выберет перспективную идею и реализует ее, избегая ошибок, типичных для новичков. Объемная программа и множество дисциплин позволят будущим сценаристам овладеть знаниями и навыками из самых разных предметных областей, поэтому по завершении обучения можно будет работать на ТВ, в кино или рекламе.
Чтобы быть востребованным сценаристом, нужно, во-первых, уметь работать с новой реальностью, которая схожа с американской. Если сценарист сможет создавать образы, аналогичные тем, что есть в зарубежной индустрии, это будет очень уместно. Кроме того, важно понимать, как функционируют жанры на ТВ и в кино, и придерживаться этих правил. Сегодня самые популярные жанры — комедия, мелодрама, экшн.
Чаще всего сценаристы требуются на ТВ, но в последнее время вырос спрос на таких специалистов и со стороны индустрии кино — стало выходить множество новых картин. Конечно, сериалы, качественные и не очень, постепенно расширяют свою аудиторию. Полагаю, что продукцию достойного уровня можно найти на канале ТНТ, который работает по западным технологиям. Здесь дают свободу сценаристам, которые постепенно становятся настоящими шоураннерами и руководят своими проектами «от и до», включая контроль над качеством продукта.
С образованием сценариста, безусловно, можно работать в рекламе или в event-индустрии, но это не имеет никакого отношения к кинематографу. Это совсем другая профессия, со своими законами. Сценарий вечеринок, например, имеет много общего с театром: всё происходит в одном месте и в одно время, и для написания проекта мероприятия нужно пользоваться театральной драматургией. Ролики для рекламы имеют больше общего с кино, но и здесь есть свои нюансы.
По своему опыту скажу, что очень сложно перейти из одной сферы в другую (Мария создавала сценарии для театра и работала на ТВ — Прим. ред.). Это то же самое, как если ты всю жизнь учишь английский, а потом приступаешь к освоению китайского языка — приходится с нуля изучать новые инструменты, новые требования. Ведь театр более близок к литературе, к слову, а кино — к живописи или музыке, это более образное искусство. Для «переквалификации» я переучивалась — как в Московской школе нового кино, где многое постигала на практике (у меня были отличные преподаватели), так и с помощью интернета, различных онлайн-курсов.
Стоит ли быть сценаристом? Если человек талантливый, он всегда будет востребован. Не нужно бояться того, что рынок переполнен, нужно уметь слушать себя. Если вы чувствуете интерес и призвание к профессии, готовы пробиваться головой об стены (а быть сценаристом не всегда бывает легко) — просто идите и делайте.
Обсуждение материала
Оставить комментарий