О программе
Программа курса рассчитана на тех, кто хочет научиться писать киносценарии, снимать кино, создавать телевизионные программы, сделать это своей профессией, или возможно, уже работает в данной области, но хочет повысить своё мастерство.
Вы профессионально напишете сценарий полнометражного фильма, или пилот вериала, или короткого метра для участия на фестивалях (конкурсах).
Дополнительная информация
По курсу в учебный план входит изучение следующих дисциплин:
- Введение в телеспециальность
- Технология телепроизводства
- Актерское мастерство
- Специальные и визуальные эффекты (факультатив)
- История кино
- Основы драматургии
- Сценарное мастерство
- Основы режиссуры
- Основы редакторского мастерства
- Режиссура телепроектов (съемка сериалов)
- Социальная психология и конфликтология
- Авторское право
В мастерской Ксении Гамалеи следующая Программа курса:
Первый акт. Tabula Rasa (c чистого листа)
1.Специфика профессии сценарист. Подготовительный период
Разбор, в чем отличие сценарной работы от литературного творчества и театральной драматургии. Современные индустриальные требования к профессии сценариста. Базовые компетенции сценариста, какие навыки и знания необходимы сценаристу. Форматы сценарной записи.
Специфика киноязыка. Элементы и уровни киноязыка. Выразительные средства кино;
Внутреннее и внешнее в сценарии. Что такое сценарный трекинг и как им пользоваться сценаристу;
Ценности истории. Наши слабости – наша сила. Три арены, на которых разворачивается история;
Жанровые » правила игры». Крушение базисных иллюзий. Значимость жанра и формата для сценариста
Сценаристика и драматургия. Сюжет и История;
Базовый набор сценарных инструментов;
Как активируются эмоции?
Законы восприятия аудиоизуального произведения;
Якорная техника или НЛП для сценариста;
Роль зеркальный нейронов в восприятии звукозрительных образов в кино;
Три правила динамики визуального восприятия;
Установки восприятия и композиционная структура сюжета;
Потоки восприятия. Потоки эмоций;
Иерархия ценностей восприятия;
Жанровое кино как машина по добыванию эмоции.
Второй акт. Terra Incognita (неизведанная земля)
2. Структура истории
Вы узнаете, почему о структуре говорят и пишут все, но мало кто умеет с ней работать. Вместе мы разберем, как создавать истории для разных жанров и форматов.
Что такое структура сценария : от Аристотеля до современных структурных парадигм Р. Макки, Л. Сегер, Д. Труби, С. Филда, М. Хоуга, К. Воглера;
Так сколько же актов должно быть в сценарии? Структурные отличия сценария полного метра от сериального эпизода;
Архитектура сценария. Фундамент истории;
Жанры и драматургическая структура;
Конфликт – всему голова. Конфликтология как основа для рождения жизни и истории. Роды и виды конфликтов. Явные и скрытые конфликты в сценарии. Пирамида конфликтов и как с ней работать;
Причинно-следственные связи как основа драматургии;
Мир и сеттинг вашей истории;
Драматургические узлы существования человека;
Внутренняя и внешняя мотивации;
Специфика структуры короткометражной истории.
3. Создание персонажей
Разберем, как создавать персонажей, которым хочется сопереживать, погрузимся в психологию сценаристов, изучим архетипы личности, типологии характеров. Вы научитесь создавать не только Героев и антагонистов, но и ансамбль персонажей.
Главный Герой как движущая сила сценария. Стадии эволюции персонажа + 5, -1;
Матрица для создания Главного Героя. Ценности, Убеждения, Фатальные недостатки и движущая сила Героя. Роль стыда и страха в жизни персонажа;
Создание эмоциональной карты Героя;
Арка характера как трансформация персонажа;
Классификация персонажей в зависимости от уровня конфликта, который они преодолевают;
Три грани социализации личности;
Как на практике научиться работать с архетипами личностями и типологией характеров. Четыре базовых архетипа личности . Архетипы персонажей. Эннеатипы. Типы психологических радикалов в контексте сценарной работы;
Создание Антагониста как Тени Протагониста;
Локальные антагонисты и их особая значимость при написании короткометражных историй;
Роль стыда и страха в жизни персонажа;
Старт Пути Героя. «Каждый герой начинает свой путь в фильме, заблуждаясь о самом себе»;
Путь Героя. Д. Кэмпбелла и К. Воглера;
Конфликт между «эго» и душой;
Баланс между контролем и желанием;
Как создавать ансамбль персонажей.
4. Сюжет
Действия и события как основа истории;
Катализаторы истории. Перевертыши и твисты;
Сценарные крючки, клиффхэнгеры, сценарные эллипсы в сериалах;
Саспенс. Удивление и саспенс. предсказуемое и неизбежное;
Драматургический Бит, сцена, эпизод, акт как элементы драматургического построения истории;
Структура сцены. Диаграмма будущей сцены (по Хичкоку);
Значимость подтекста в кино. Текст. Контекст. Подтекст. Как создавать, драматургически выражать и визуализировать подтекст;
Ирония и подтекст;
Значимость деталей в кино;
Использование художественных образов и визуальных метафор;
Особенности адаптации литературных произведений;
Сценарный алгоритм короткометражного сценария.
5. Диалоги. Как не писать плохие диалоги
Ксения Гамалея: «Сначала вы будете выполнять задания, которые будут вынуждать вас совершать ошибки при работе над созданием диалогов. А потом мы вместе будем находить эти ошибки и исправлять. Я уверяю вас, что это – самый эффективный метод! Вы узнаете все основные правила и подводные камни при написании диалогов».
Функции и Задачи диалога. Литературный диалог vs кинематографический диалог. Стилизация диалогов;
Структура сцена и структура диалога. С чего начинается написание диалога. Структурный план (beat sheet);
Что влияет извне на персонажей в сценах с диалогами Внешние и Внутренние принципы устройства диалога;
Речевые характеристики, уникальный голос каждого персонажа;
Текст, контекст, подтекст в диалогах;
Как создавать биты в диалогах;
Специфика построения конфликта в диалогах. Построение скрытых конфликтов;
Эмоциональная карта персонажа в сцене;
Такт \заряд ценности в репликах внутри диалога:
Диалоги глазами артистов,
Выразительность реплик (содержание, форма, техника),
Блоки реплик. Построение реплик в блоках. Устройство реплики;
Когда ремарки уместны и необходимы, а когда они излишне;
Голос за кадром. Внутренние монологи. В чем их уязвимость и когда они оправданы;
Монолог в сцене;
Тропы в диалогах. Приемы;
Как сокращать? Что сокращать?
Что делать, когда диалог НЕ пишется?
6. Телевизионные сериалы
Форматы сериалов. Интеллектуальность или эмоциональность?
в чем отличие high-концепта от low -концепта;
Так сколько актов в структуре сериального эпизода?
О построении «эпизода» (серии) в вертикальном сериале;
Гибридные форматы и специфика их структурного построения;
Сериалы-антологии;
О структуре сюжета ситкома;
«Тизер» в структуре «эпизода» и пересечение сюжетных линий в нем;
Мир и Антимир в сериале;
«Точки входа», «точки выхода», клиффхэнгеры и эллипсы в сюжетном построении «эпизода» сериала;
Сюжеты и подсюжеты. Переплетение сюжетных линий – «сюжетные косички»;
Герой сериала. Арки героев и персонажей в различных сериальных жанрах и форматах;
Специфика создания сериального Ансамбля Персонажей;
Библия сериала.
Третий акт. Carpe Diem (лови момент)
7. Практические навыки сценариста
Учимся и овладеваем навыками написания индустриальной документации. Нарабатываем навыки презентации проекта
Тэглайн и Логлайн. Функции и правила написания;
Синопсис. Тритмент. Поэпизодник/аутлайн;
Работа со сценарными карточками;
Заявка как основа всего;
Специфика работы над сериальными сценариями;
Питчдок. Питчинг проекта – правила презентации;
Как продвигать и продавать собственные сценарии начинающему сценаристу;
Что не так с моим сценарием? Чем болен и как лечить? Ошибки и контрольные вопросы;
Как редактировать собственный сценарий.