Начать можно с того, что это — семейное. Получилось так, что я пошел и в ту же школу, и в тот же университет, что отец. Первым в Международном университете был открыт факультет менеджмента, и как раз тогда, в 1992 году, мой отец пошел учиться именно туда.
Почему менеджмент? На этом факультете есть направление экономики, которое мне интересно. Значимый аргумент привел, опять же, отец. Международный университет — хорошая площадка для деловых знакомств и связей — никогда не знаешь, что пригодится в жизни. В свое время на втором курсе именно через одного из лекторов он нашел работу, которая впоследствии помогла построить весьма успешную карьеру.
Сначала проверил хватает моих результатов ЕГЭ для поступления, поняв, что прохожу, пришел в МУМ, как и каждый, повосхищался атриумом, пообщался с сотрудниками приемной комиссии и сдал документы. В общем, поступил быстро и безболезненно.
ДЕКАНАТ НА ФАКУЛЬТЕТЕ МЕНЕДЖМЕНТА, КАК ОДНА БОЛЬШАЯ МАМА: «ДАВАЙ, ИДИ НА ЗАНЯТИЯ, ТОЛЬКО ШАПКУ НЕ ЗАБУДЬ НАДЕТЬ».
Естественно, это для каждого поначалу немного волнительно. Но уже через неделю-полторы ходил в вуз как к себе домой, в уютную и теплую атмосферу. По университету из года в год ходят завистливые шепоты студентов других факультетов о том, какой заботливый и добрый деканат на факультете менеджмента, как одна большая мама: «Давай, иди на занятия, только шапку не забудь надеть».
Думаю, с минусами понятно — стоимость. Я оплачиваю обучение самостоятельно, поэтому иногда бывает сложно. С другой стороны, я знаю, за что плачу, цена полностью оправдывает высокое качество обучения. Небольшие группы позволяют по максимуму использовать отведенное на занятия время и пообщаться с педагогом после лекций при желании. Что-то подсказывает мне, что в иных вузах после потока в 100-150 человек педагогу тяжело уделять много времени вопросам студентов. У нас же присутствует атмосфера диалога. И преподавательский состав тоже впечатляющий — это все те же преподаватели из ВШЭ, МГИМО, МГУ и других ярких государственных заведений.
Еще из значимых — вип-лекции, визитная карточка вуза, на мой взгляд. Они проходят в течение первых двух месяцев каждого семестра по вторникам и четвергам, посвящены всегда разным и, тем не менее, волнующим темам. И главное — лекторы. У нас читают лекции дипломаты разных стран, академики РАН, писатели и творческие деятели, время от времени бывает Евгений Григорьевич Ясин (на мой взгляд, как экономиста, это значимо, и даже очень). Кроме того, время от времени проходят и лекции по заявкам, в том числе и встречи с выпускниками. Думаю, нельзя не согласиться, что интересно послушать, как делятся опытом люди, которые после МУМа пошли в Pricewaterhousecoopers, Standard and Poor’s, BBDO, и это только малая часть списка. И, как я уже говорил ранее, время — невосполнимый и, на мой взгляд, ключевой ресурс в жизни каждого. Обучаясь в МУМе, можно спокойно успевать заниматься и студенческой активностью, и подолгу беседовать с педагогами, и посещать факультативы, и успевать уделять время семье и хобби. В принципе, и с работой совмещать реально. Я успел поработать и в сторонних компаниях, и в институте, сейчас параллельно занимаюсь несколькими собственными проектами, и все вполне успешно. При этом не в ущерб знаниям — не жалуюсь, основные знания выношу с занятий, что-то — из рекомендованной литературы, что-то нахожу сам. Из этого получается неплохой синтез.
У каждой программы они свои. Наш университет идет навстречу интересам студентов. Например, моя специальность — экономика, то есть финансы, цифры, вычисления. Однако по ходу обучения я начал интересоваться менеджментом, психологией, структурами организаций и их взаимодействием. И, хотя это не является ключевым спектром программы, никто не препятствует изучению этих предметов. Даже больше, банальные работы, доклады и исследования предлагаются скорее исходя из предпочтений к каким-либо наукам из имеющегося, просто ищутся параллели и пересечения с фактическим предметом. На мой взгляд, это интересная и эффективная система, которая поощряет стремления к изучению чего-то специфического и помогает развивать междисциплинарный подход, находить новые точки зрения при оценке проблем и тезисов.
Идеальный менеджер существует только на страницах книг и учебников
Как мне кажется, это все намного более увлекательно, чем работа с конкретными цифрами и таблицами. Безусловно, и финансовые статистики могут давать основания для прогнозов и выводов, но мне ближе изучение человека и общностей, выявление паттернов, конструирование диалога и поведения исходя из этих наблюдений. В конечном итоге, любую статистику или цифру нужно представлять в необходимом свете, обращая внимание на интерпретацию остальными и последствия в целом.
Как мне кажется, все есть коммуникация, поле, где предметом изучения будет человек — а ведь у каждого человека не одна грань, не две и не три. Можно перечитать уйму книг по теории организации и психологии, изучить всевозможные подходы к мотивации и развитию компании, проанализировать разнообразнейшие стили управления и корпоративные принципы — и все еще будет, куда расти и развиваться. Ицхак Калдерон Адизес, признанный гуру менеджмента, не раз повторяет в своих трудах: «Идеальный менеджер существует только на страницах книг и учебников».
Конечно же, у каждого педагога свои методы и техники, своя трактовка информации, взгляды на кейсы и глобальные ситуации. Безусловно, студенты получают некоторый объем стандартизированных знаний, однако главной заслугой педагогов я считаю диалог. Никто не стесняется выразить собственное мнение, прокомментировать ситуацию или тезис, поделиться собственным опытом. Как мне кажется, учитывая соотношение жизненного багажа студентов с тем же багажом у педагогов, это исключительно важный аспект образовательной системы. Далеко не всегда жизнь идет как в учебнике.
Еще хотелось бы добавить (пусть это и субъективно) — нет конфликтных ситуаций и некоммуникативных преподавателей. Во всяком случае, мне не попадались. В то же время от студентов из других вузов часто можно услышать нелестные комментарии в адрес того или иного преподавателя или же даже наблюдать вмешательство личных несогласий в учебный процесс. На мой взгляд, наши преподаватели далеки от такого, если что-то личностное и вмешивается в общение, то только положительное. Трудолюбивых и любознательных, конечно, поощряют и уважают.
С возрастом все просто — ребята более или менее одного поколения, максимальная разница — года два, в среднем всем сейчас в районе 20 лет. Разброс по гендерным признакам тоже невелик — едва ли девушек на одну больше, чем молодых людей, можно сказать, что вровень. Все общаются достаточно тепло и дружелюбно, взаимопомощь и объединение в необходимых ситуациях можно наблюдать в порядке вещей, но без фанатизма.
Нельзя сказать однозначно, на мой взгляд. В этом я вижу главный казус педагогики: каким бы прекрасным ни был учитель, в его силах лишь предоставить ученикам инструментарий и методики. Как воспользоваться имеющимся — вопрос каждого лично. У выпускников МУМа, равно как и у выпускников любого другого вуза, возможности зависят в наибольшей степени именно от желания. Я уже упоминал компании, в которых работают наши выпускники, могу добавить к ним ВТБ Group, несколько крупных Forex-трейдеров, или же, наоборот, привести в пример Антона Лаврентьева, музыканта, актера и ведущего телеканала «Пятница» или Павла «Пашу» Курьянова — создателя и владельца компании Black Star. Но, думается мне, без определенного рвения и желания этих результатов они бы не достигли.
Сложно сказать что-то конкретное. Я придерживаюсь взглядов на общее, не на частное. Отсюда и специфический окрас моего видения будущего — комфортное, самодостаточное, в некоторой степени независимое (но не обособленное), насыщенное впечатлениями и, возможно, за границей.
Обсуждение материала
Оставить комментарий