Факультеты и филиалы
Направление «Русский язык как иностранный» является на сегодняшний день очень востребованным на рынке образовательных услуг. В Тульском регионе получить данную квалификацию можно только в ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Физико-математический факультет был создан одновременно с созданием самого института осенью 1938 года.
Факультет реализует подготовку будущих учителей математики, физики и информатики. Выпускники направления подготовки "Педагогическое образование", получив фундаментальную физико-математическкую подготовку и прочные знания в области педагогики и психологии, работают учителями в организациях общего и дополнительного образования, учреждениях СПО.
Факультет иностранных языков Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого был образован в октябре 1944 году, в то время он состоял из 10 преподавателей и 40 студентов.
В 1938 году в здании на улице Менделеевской разместился историко-филологический факультет Тульского государственного педагогического института. В 1979 году из состава историко-филологического факультета выделился факультет русского языка и литературы, который в 1995 году был переименован в факультет русской филологии. В декабре 2008 года переименован в факультет русской филологии и документоведения.
Учебный процесс обеспечивает профессорско-преподавательский состав двух кафедр:
Истории и археологии;
Правовых дисциплин.
С 1 сентября 2013 года в состав факультета психологии входят две кафедры:
кафедра психологии и педагогики;
кафедра специальной психологии.
Учебный процесс обеспечивает профессорско-преподавательский состав трех кафедр:
Агроинженерии и техносферной безопасности;
Технологии и сервиса;
Экономики и управления.
На факультете работают 48 штатных преподавателей, а также 36 сотрудников учебно-вспомогательного персонала. В целом на кафедрах факультета 44 человека имеют ученые степени и звания (92%), среди них 7 докторов наук и профессоров (15%).
Институт туризма и креативных индустрий образован в 2022 году.
Главной целью института является трансформация содержания образования и структуры подготовки специалистов индустрии туризма в соответствии с потребностями рынка труда, а также создание экономических механизмов взаимовыгодной интеграции сферы высшего профессионального образования с потенциальными потребителями и работодателями.
1 сентября 2022 года все направления ИТ-подготовки ТГПУ были выделены в новое структурное подразделение университета — Институт передовых информационных технологий.
Открытие в ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 1977 г. факультета физической культуры (ФФК) стало выражением заботы педагогической общественности о здоровье, гармоничном развитии, физическом совершенствовании подрастающего поколения. Перед факультетом ставилась задача не только подготовки школьных учителей, спортсменов высокого класса, но и организации научных исследований в области физической культуры и спорта.
Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук был создан 1 декабря 2008 года путем объединения ряда педагогических и непедагогических специальностей гуманитарного профиля. Факультет динамично развивается в образовательном пространстве университета, с успехом сочетая традиции и инновации в организации учебно-воспитательного процесса.
Факультет естественных наук создан в 1963 году. В настоящее время на факультете обучается 451 студент, магистрант и аспирант.
Факультет естественных наук является одним из наиболее крупных структурных учебных подразделений университета, деятельность которого характеризуется целым рядом особенностей. К ним можно отнести высокий профессиональный потенциал профессорско-преподавательского состава: среди 51 преподавателей, работающих на факультете, 11 (21,5 %) докторов наук, профессоров.
Институт инновационных образовательных практик объединяет преподавателей кафедры педагогики и преподавателей методик обучения дисциплин. Целями деятельности института является подготовка квалифицированных специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями общества и государства, организация и проведение научных исследований, в том числе для развития научных и педагогических школ, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.