Я впервые всерьез задумалась о выборе профессии в школе, в 8 классе. Уже тогда я абсолютно точно знала, кем хочу быть, а именно — клиническим (или медицинским) психологом. Эта специальность есть в небольшом количестве государственных вузов, поэтому выбор у меня был невелик. Выбирая университет, я не руководствовалась его статусом: меня интересовала только специальность. Мама рассказала, что как раз в РГСУ как раз есть нужный мне факультет. Я зашла на официальный сайт, почитала про этот вуз и факультет и сделала выбор в его пользу. Стоит отметить, что я сразу принесла туда оригинал аттестата и рассматривала только бюджетное отделение, не оставляя себе шансов поменять мнение. Вот так я поступила в РГСУ.
Клиническая психология находится на стыке с психиатрией и дает возможность работать в таких направлениях, как диагностика ранних нарушений высших психических функций, коррекционно-развивающая работа с людьми с психическими нарушениями, психотерапия, а также адаптация и реабилитация инвалидов, работа в школах VIII вида (Специальные коррекционные образовательные учреждения. — Прим. ред.), психоневрологических диспансерах и психиатрических клиниках.
Психологией, а, точнее, взаимоотношениями людей, их отношением к одним и тем же вещам, их поступками и мировоззрением я интересовалась, наверное, столько, сколько себя помню. Возможно, именно с научной точки зрения я пришла к психологии только в институте. До этого я просто много общалась с разными людьми, наблюдала за их поведением, составляла своего рода психологические портреты. И это мне очень нравилось. Опыт живого общения и азы психологии помогали и помогают мне хорошо разбираться в людях, знать, чего они хотят и, соответственно, иметь возможность им помочь.
Я абсолютно точно знала, что буду учиться в этом вузе и получу эту специальность, поэтому не подавала документы в другие учебные заведения и даже на другой факультет. Баллов ЕГЭ было более чем достаточно для поступления, это тоже придавало мне уверенности.
Я учусь на очно-заочном отделении, то есть по вечерам, в среднем 3-4 раза в неделю. И плюсов этой формы достаточно много. Во-первых, это дает мне возможность полноценно работать, что было очень важно для меня. Во-вторых, количество занятий позволяет, может, и не полностью, но окунуться в интересующую меня науку и сформировать базу необходимых знаний и умений. В-третьих, мне нравится отсутствие студенческой жизни во всех ее проявлениях. Мне это неинтересно. В-четвертых, информативность лекций — на очень хорошем уровне. Так как часов на занятия у нас отводится меньше, чем у очников, преподаватели стараются дать как можно больше необходимой информации. Если говорить про минусы, то, наверное, в их числе я бы назвала отношение некоторых преподавателей к студентам-вечерникам. Таких преподавателей за три года обучения было совсем немного, конечно. Они не очень ответственно подходили к нашим занятиям, возможно, не всегда давали необходимый объем информации или же преподносили ее неинтересно. Но, повторюсь, это было всего пару раз. И это только мое личное мнение.
Специальность называется «клиническая психология», соответственно профильными предметами являются сама общая психология, клиническая психология, психодиагностика, анатомия ЦНС, психофизиология, нейропсихология, психопатология, и отрасли этих наук. На занятиях по психодиагностике, например, мы изучаем методы исследования личности и в норме, и в патологии. Мы проводим различные тестирования, пробы. Анатомия ЦНС, нейропсихология — это, конечно, функционирование головного мозга, нервной деятельности, высших психических функций, как в норме, так и в патологии. На данный момент эти предметы наиболее интересны для меня.
Очень интересно изучать психические отклонения, их формирование и функционирование в организме.
Вникая в эту науку, очень четко понимаешь, насколько в организме все взаимосвязано, и что очень многие болезни и прочее идет, как говорится, «от головы».
Человеческий мозг — это абсолютно уникальная и интереснейшая структура, изучать которую и восхищаться которой можно вечно.
Есть, причем студенты могут проходить ее как в больницах, так и в психоневрологических интернатах, например, или школах восьмого вида. На этой практике студент сталкивается лицом к лицу со своей будущей работой: становится помощником или ассистентом клинического психолога при этом учреждении. На нашем факультете такая практика начинается с первого курса, с каждым годом увеличивается только количество ее часов и задачи. Например, на первом курсе она была ознакомительной, то есть, в основном, мы работали с документацией, вели протоколы, занимались наблюдением. На втором курсе, мне, например, позволяли самой сделать обход больных, составить протокол их состояния и самочувствия, также я присутствовала при составлении анамнеза больных.
Есть две категории преподавателей: те, кто может интереснейшим образом преподнести предмет, и все остальные. Первая категория — преподаватели требовательные и строгие, порой требующие очень многого, но они и сами выкладываются на полную и по полочкам раскладывают самые сложные темы. Именно к ним хочется ходить на лекции, они мотивируют нас учиться, они вдохновляют стремиться к тому, чтобы знать так же много и даже больше, чем они. Я рада, что в этом вузе мне довелось, и не раз, встретить таких людей, это очень ценный опыт. Про вторую категорию говорить не вижу смысла.
У нас была изначально небольшая группа, и после каждой сессии нас становится все меньше и меньше. Меня это не смущает, так как остаются только те, кто действительно заинтересован в обучении. Я со всеми в хороших отношениях. Мы помогаем друг другу, общаемся, делимся интересной информацией по предметам. В общем, могу сказать, что с коллективом мне однозначно повезло.
Я считаю, что хороший специалист своего дела всегда будет перспективным. Что касается психологов, сейчас в нашей стране эта профессия достаточно популярна и даже модна. Эти знания пригодятся всегда. Проблема заключается только в том, что еще не все люди готовы правильно и грамотно оценить труд психологов. Многих проблем можно было бы избежать, если бы люди не стеснялись идти на прием к таким специалистам. А клинический психолог — это куда более узкая квалификация. С таким дипломом можно работать в судмедэкспертизе, психоневрологических диспансерах и клиниках. В наше время такие специалисты более чем востребованы.
Свое будущее я, бесспорно, связываю с психологией. Это то, чем я хочу заниматься именно в научном плане. Мне есть, что сказать, я знаю, что могу привнести что-то новое в изучение личности и взаимоотношений людей. Я планирую писать диссертацию. Также хочется развиваться и в медицине. Поэтому, в идеале, хочу получить второе высшее медицинское образование. А еще с удовольствием поработала бы в сфере судебно-медицинской экспертизы.
В первую очередь, обучение дало мне понять, что я не ошиблась с выбором. С первого курса одной из «страшилок на ночь» для меня было однажды понять, что я ошиблась в выборе профессии. Но этого не случилось и не случится. Сама наука психология и ее отрасли дали мне возможность по-другому смотреть на многие вещи, да и на жизнь в целом. Я узнала много нового о себе самой и людях, которые меня окружают. Узнала много безумно интересной информации о наших эмоциях, чувствах и их нарушениях. С помощью этих знаний мое взаимодействие в социуме вышло на совсем иной уровень. Кроме того, я смогла окунуться в психологию людей с психическими расстройствами, посмотреть на мир их глазами. И мое отношение к таким людям очень изменилось. Это совсем другой мир, мир не для слабонервных, конечно.
Абитуриентам хочется сказать следующее: если вы готовы к тому, что ваше мироощущение полностью поменяется, готовы узнать себя и окружающих с абсолютно другой стороны, готовы к шокирующей, на первый взгляд, но очень познавательной ежегодной практике в психиатрической клинике, готовы искренне помогать людям с психическими и психологическими расстройствами и хотите развивать психологическую науку и практику, то welcome в РГСУ!
Обсуждение материала
Оставить комментарий