Олеся Сулина работала пресс-секретарем в комитетах, отвечающих за транспортную политику в Петербурге и области — одну из самых острых отраслей городского хозяйства. За три года Олеся сменила должность пресс-секретаря на помощника заместителя руководителя Комитета по транспорту, и о роли пресс-службы в государственных органах рассказала в своем интервью.
- Образование
- Факультет журналистики СПбГУ
- Карьера
- Пресс-секретарь Комитета по транспортно-транзитной политике (2012) Санкт-Петербурга, пресс-секретарь Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области (2013-2014), помощник заместителя председателя Комитета по транспорту (2014 — по настоящее время)
Я училась на факультете журналистики, на связях с общественностью в политической и государственной сфере. Преподаватель с журфака сообщил, что есть вакансия в одном из комитетов правительства Петербурга, куда можно пойти попробовать. Никакой договоренности о том, что меня берут, не было. Я проходила обычный отбор — собеседование, пробные задания, пробный рабочий день.
Это был комитет по транспортно-транзитной политике. Когда я пришла, комитет разработал транспортную стратегию до 2030 года, где были указаны планы, приоритеты развития. Сложный для восприятия текст, достаточно громоздкий. Из этого текста нужно было сделать пресс-релиз — такой, чтобы было интересно читать и журналистам, и массовой аудитории, и была видна работа комитета. Я справилась с заданием, и меня пригласили.
Сразу после университета я работала в коммерческой сфере. Работая в пиаре, приходится в той или иной степени лукавить, придумывать уникальные отличия одного товара от другого, рассказывать людям о том, чего, может быть, и нет у товара или услуги, который ты представляешь, и мне это не очень нравилось. Мне не хотелось работать на кого-то и при этом вводить в заблуждение потребителей. Поэтому когда такая возможность представилась, я оттуда ушла.
Работа пресс-секретаря — это каждый день сюрпризы. В первый день моей работы в комитете у нас появилась конфликтная ситуация. Город планировал строить парковку в районе Ледового дворца на проспекте Большевиков, а люди были не согласны. Стоянка предполагалась на месте так называемого яблоневого сада, а по сути, это свалка бытовых отходов, которая заросла травой. В этот же день был назначен митинг граждан. У меня на тот момент еще не было никаких контактов сми, я никого не знала, но мы оперативно, за несколько часов собрали брифинг в комитете. Мы пригласили журналистов и общественников и рассказали о наших планах, что и для чего делается.
Работа в госсистеме — это каждый день неожиданности и постоянный ритм многозадачности. Надо уметь работать быстро, ловить на лету и предугадывать эти задачи.
Это зависит от руководителя. Тут важно, насколько есть прямой доступ пресс-секретаря к главному лицу и его заместителю. Человек, который приходит на должность пресс-секретаря, должен сам определить свое место. Поначалу кажется, что твои дела — самые важные, самые срочные. А по сути работа пресс-секретаря — это болтовня о том, что делают другие, и чтобы мне было что рассказать журналистам и массовой аудитории, другие коллеги должны сначала это сделать. Пресс-секретарь должен иметь прямой доступ к руководителю и иметь определенную степень собственной свободы и ответственности. Но когда тема серьезная и несет в себе определенные риски, позиция обязательно согласовывается с руководителем. Естественно, по основным вопросам я могла сама ответить, посоветовавшись с коллегами-специалистами, и даже не отвлекать руководителя по каждому текущему вопросу. А если вопросы какие-то существенные, тема затрагивает другие комитеты или выходит на уровень губернатора, естественно, мы согласовываем нашу позицию, и здесь иерархия и субординация соблюдается четко.
Все мы люди, все мы ошибаемся. Это может зависеть и от позиции руководства, и от сотрудников, отвечающих за коммуникацию. Иногда вопрос сложный и заранее конфликтный, а органы власти ограничены в своих информационных возможностях. Мы не можем использовать весь тот широкий инструментарий, который может себе позволить частная компания. Я, например, не могу пойти и слить журналисту какую-то информацию. Это было бы нарушением субординации, вынос сора из избы. Чиновник не может просто так что-то сказать. Он за свои слова отвечает. В то время как общественники, активисты, коммерческие организации, даже депутаты знают, что с них спроса не будет. В том числе могут позволить себе вольно обходиться с какими-то фактами, преуменьшать и преувеличивать, — по сути дела манипулировать информацией.
Некоторое время я работала в другом ведомстве. Там я готовила материал, распечатывала, передавала через советника руководителя на утверждение и получала обратную связь тоже опосредованно. Скажу честно, это непродуктивный формат, и я поэтому оттуда быстро ушла. Когда ты пишешь текст пресс-конференции или устного выступления, ты стараешься использовать речевые обороты, способы аргументации, характерные для конкретного руководителю или те, которые будут ему удобны. А чтобы это узнать, нужно больше непосредственного профессионального взаимодействия.
До перехода в госорган, отвечающий за транспортную политику, я абсолютно не разбиралась в этой отрасли. Так получилось, что я пришла в самом конце декабря, когда комитеты собирают отчеты за год. Первое задание у меня было — собрать информацию у всех подразделений о том, чем они занимались весь прошлый год. Все эти новые слова для меня — технические средства организации дорожного движения, классификации дорог и дорожный работ, виды грузов в морских портах — по вечерам я приходила домой, и у меня просто взрывалась голова. Но постепенно я начала разбираться. Самое важное — это умение работать с информацией, донести понятным языком профессиональную специфику — техническую, юридическую. Профессия пресс-секретаря — переводить с чиновничьего или отраслевого языка на человеческий. И чтобы переводить, надо владеть этим языком.
Конечно, представители разных СМИ используют неодинаковый инструментарий в своей работе. Въедливо работает «Фонтанка», конкретно ставят вопросы в «Росбалте». Иногда я могла и заранее сказать какому-то журналисту: у нас завтра утром будет такая-то новость. Ты, пожалуйста, не спи, а проследи внимательно за рассылкой. И мне кажется, это вполне нормально, если пресс-секретарь заранее продумывает, кому первому можно дать информацию, с кем тему можно развернуть одним ракурсом, а с кем — как-то иначе. Чтобы и журналистам было интересно получать эксклюзив, новый угол зрения, и органу власти важно транслировать разные аспекты одного вопроса. Никому не интересно читать перепечатки пресс-релиза.
это вполне нормально, если пресс-секретарь заранее продумывает, кому первому можно дать информацию, с кем тему можно развернуть одним ракурсом, а с кем — как-то иначе. Никому не интересно читать перепечатки пресс-релиза
Я пытаюсь дружбой в работе не злоупотреблять. У меня есть друзья журналисты, и мы за чаем можем обсудить рабочие проблемы и с одной, и с другой стороны. Иногда я могу сказать то, что прессе не должно быть сказано, но с учетом того, что это дружеский разговор, что это не будет опубликовано. А использовать «чернушку» — это очень рискованный шаг, это крайний инструмент.
С соцсетями сложнее — это достаточно новый инструмент, и пока он еще не везде отработан. Точно могу сказать, что в некоторых подразделениях или ведомствах есть негласный запрет на их использование. А в некоторых, если руководитель на уровень выше ведет блог, то и последующие звенья могут вести свои записи в соцсетях. Либо, наоборот, если есть первое лицо, которое ведет блог, то все остальные не должны засорять этот фон.
Те, кто учился в сфере госслужбы, могут комплексно смотреть на проблему. Они изначально имеют более полное представление об устройстве политической системы, о том, как работает правовая система — то есть то, из чего на самом деле складывается повседневная жизнь чиновника. А повседневная жизнь чиновников — это переписка: с другими ведомствами, с гражданами, исполнение поручений вышестоящих инстанций или передача их своим подведомственным. Это эпистолярный жанр во всех его проявлениях — доклады, поручения, протоколы и прочее. Понимание процесса, понимание своего места, звена в этой цепочке и дает профильное образование.
Сейчас я помощник руководителя. Овладев многообразием технологий, с которыми работает пресс-секретарь, сейчас мне интереснее развиваться в более широком плане. Иногда для принятия политических решений важно не только подготовить общественное мнение с помощью СМИ, но и хорошо подготовить доклад в вышестоящие инстанции, детально проработать материалы для совещания у руководителя. Сила органа власти в том числе в умении комплексно, внятно и ёмко донести до руководства все обстоятельства ситуации и сориентировать на принятие конкретного решения. В этом и заключается искусство работы с информацией в политической сфере.
Как раз наоборот. Я понимаю, какие интересы я отстаиваю, и не вижу ничего плохого в том, чтобы информационно обслуживать власть. Многое, что делается в городе, который мне дорог и любим, делает правительство или иные государственные структуры. Если своим участием мы хотя бы как-то способствуем развитию города, я только рада об этом рассказать. Самому верить в то, что делаешь — это важно. Это возможность сделать аудиторию своим союзником, а не пассивным зрителем.
Обсуждение материала
Оставить комментарий