Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Правила поступления: МГИМ имени Шнитке

Как возникает профессиональный интерес к музыке, чем музыкальные задачи схожи с математическими и зачем перед поступлением в музыкальный вуз учиться в колледже? Об этом рассказал студент МГИМ имени Шнитке Алексей Суровцев.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
20 марта 2015

Интерес к музыке

Когда я переходил в третий класс общеобразовательной школы, во время каникул увидел объявление о наборе в музыкальную школу. В то время мы жили в городе Нижнеудинске Иркутской области (мой отец — военный, и мы много ездили по стране). Мне сразу захотелось пойти учиться в музыкальную школу, мы с родителями поехали туда и записались. Эта школа была замечательной. После полугодовой общей подготовки нужно было выбрать специальность. Я в семье был первым, кто начал заниматься музыкой, поэтому с выбором возникла проблема. Учителя посоветовали выбрать баян или аккордеон, и мой выбор пал на второе.

Чисто профессиональный интерес к аккордеону у меня появился после посещения концерта Абкеримова: тогда я понял, что должен заниматься именно музыкой. Почему я не пошел в вуз сразу после школы, минуя колледж? Дело в том, что для поступления в музыкальный вуз нужно среднее специальное образование: неважно, после 9 или 11 класса общеобразовательной школы поступать, сначала нужно отучиться четыре года в колледже. Если ты окончил музыкальную школу, в колледж можно прийти учиться даже без диплома, разумеется, если есть соответствующие знания.

Подготовка к поступлению в колледж

Перед поступлением в колледж я полгода ходил на подготовительные занятия по сольфеджио и специальности. За год до поступления я только начал осваивать выборную систему: с ней были связаны некоторые сложности. Выборная система — это специальный конвертерный механизм, который переключает в левом корпусе аккордеона готовые аккорды на хроматику, как на баяне в правой клавиатуре, что позволяет исполнять произведения Баха и многие фортепианные произведения. Специально в школе я сдавал литературу, чтобы было легче готовиться к вступительным экзаменам по этому предмету. Я ходил на подготовительные занятия по сольфеджио и специальности при Гнесинке. Они дали мне определенную уверенность, недостающий пробел в знаниях.

На занятиях по сольфеджио мы писали диктанты, выполняли слуховой анализ, по специальности — отрабатывали технические моменты и, конечно же, учились правильному пониманию музыки. В барочной музыке есть свои правила исполнения, определённая артикуляция, так как оригинальное произведение написано для клавесина, фортепиано. Барочная музыка — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. В двух словах не опишешь: можно просто сказать, что это классическая музыка.

Поступление в колледж

Перед поступлением в вуз я отучился в колледже при МГИМ. Попал в него случайно, так как целенаправленно поступал в колледж при Гнесинке, однако по общей сумме баллов не прошёл на бюджетное отделение. По дополнительному набору я поступил в колледж при МГИМ имени Шнитке и ни капли об этом не жалею: там преподает замечательный педагогический состав.

Так как я поступал в колледж при МГИМ по дополнительному набору, единственным, что мне пришлось сдавать, был коллоквиум. В колледже при Гнесинке опрос проводился сразу после проигрывания программы по специальности, а следующие испытания практически одинаковы в обоих учебных заведениях.

Первый экзамен — по специальности — проигрывание программы (в Гнесинке он еще включает коллоквиум). Экзамен по сольфеджио — письменный диктант, слуховой анализ и пение с листа. Экзамен по русскому языку я не сдавал, так как у меня были результаты ГИА, а те, у кого их не было, или абитуриенты из-за границы писали диктант. На экзамене по литературе было довольно сложно. Билет включал три вопроса: первый — общий вопрос по произведению, второй — связанный с биографией писателя, и третий — нужно было прочитать наизусть стихотворение.

По общему количеству баллов я не прошёл в колледж при Гнесинке, и поступил по дополнительному набору в колледж при МГИМ имени Шнитке. МГИМ я выбрал, потому что по классу специальности только здесь преподает Сергей Осокин — один из лучших аккордеонистов нашего времени. Я хочу научиться у него мастерству исполнения. Поступать было довольно трудно — высокий проходной балл и приличный конкурс, но все прошло успешно. Для выпускников колледжа при поступлении в МГИМ никаких поблажек не было: все были на равных условиях.

Мне при поступлении зачли результаты вступительных испытаний в Гнесинке, поэтому досдавать пришлось только коллоквиум. Вопросы были самые разные, например: «Что связывает город, в котором ты живёшь, с Великой Отечественной войной?». Также спрашивали, например, в каком диапазоне записываются аккорды готовой системы в левой части инструмента. Кроме того, нам задавали вопросы об оригинальных композиторах, которые писали специально для баяна и аккордеона. Из произведений этих композиторов мне больше всего нравится музыка Семенова. Она действительно очень классная: раскрывает весь потенциал инструмента. Кроме того, Семенов пишет много интересной музыки о своих впечатлениях от путешествий по странам мира.

Высшая математика в музыке

На четвертом курсе колледжа со второго полугодия, уже в свободном порядке, в виде факультатива проходила подготовка к экзаменам по русскому языку, литературе, сольфеджио и гармонии. В конце первого полугодия четвертого курса колледжа мы сдавали экзамен по сольфеджио и гармонии с оценкой в диплом. Во втором полугодии был факультатив по этим предметам, на который ходили те, кто намеревался продолжать обучение, связанное с музыкой. Он проводился так же, как обычные занятия: мы закрепляли изученное за все время, решали задачи, писали диктанты, слушали на слух. Диктанты проводились так: нам играли на фортепиано двухголосные номера, и мы должны были записать их в нотной тетради нотами.

На занятиях по гармонии мы решали задачи. Нам давалась мелодическая линия — одна в сопрано, либо в басу. Их нужно было гармонизировать, то есть дописать недостающие голоса — альт и тенор (всего — четыре голоса). При этом существует ряд правил, которые нужно соблюдать при решении задач. Вообще это можно сравнить с высшей математикой.

Как мы определяли, какие именно голоса нужно дописать? При проигрывании мелодии образуются определённые слуховые ощущения, которые позволяют составить примерный план гармонизации задачи. Далее к каждой ноте ставится определённая гармония — аккорд в ней как раз и является недостающими голосами.

Однако, в отличие от математики, верный ответ в задаче может быть не только один.

Существует несколько вариантов: на одну ноту можно взять несколько аккордов, и это даёт огромное количество сочетаний.

Первые два года в колледже мы изучали общеобразовательные предметы, а также специализированные — сольфеджио, гармонию, полифонию, музыкальную литературу, специальность, ансамбль, оркестр, концертмейстерство, общее фортепиано, дирижирование, обработку народной мелодии, инструментовку, чтение партитур, родственный инструмент, музыкальную педагогику и психологию.

Не скажу, что мне было сильно сложно учиться. Если делать все своевременно, все будет хорошо получаться. А, если, вдобавок, к этому испытываешь большой интерес, все будет получаться еще лучше. Наиболее сложными предметами были гармония, сольфеджио, инструментовка, но прежде всего — специальность. Если ты поступил сюда, нужно будет много заниматься по этим предметам.

В середине полугодия мы играли два произведения по специальности. В конце мы сдавали экзамен — должны были сыграть ещё три произведения. Играли музыку различных направлений и эпох — начиная с эпохи барокко и даже раньше, заканчивая композиторами современности. Я играл и играю много всего: Пахельбеля, Баха, Скарлатти, Рамо, Куперена, Вивальди, Семенова, Анжелиса, Кусякова, Зубицкого, Пьяццоллу, Гальяно, даже всех не перечислить.

Поступление в МГИМ

В сам вуз было легче поступить, хоть и не обошлось без нервов. Все проходило в шесть этапов. Первым этапом, как и при поступлении в колледж, был экзамен по специальности — проигрывание программы, вторым — письменный диктант по сольфеджио, третьим — письменная задача по гармонии. На следующий день мы снова сдавали сольфеджио — на этот раз, цепочку на слух и пение с листа, и гармонию — гармонический анализ произведения в устной форме. Четвертым этапом был диктант по русскому языку для тех, у кого не было результатов ЕГЭ. Наконец, на пятом этапе мы отвечали на два вопроса по билетам по литературе, а шестым был коллоквиум.

Программу для поступления я сам составлял заранее. В нее входили следующие произведения: «Прелюдия и фуга» (D-dur ХТК, 2 том) И. С. Баха, «Соната H-dur» Д. Скарлатти, «Откровение» С. Войтенко, 2 и 3 части «Дивертисмента» Семенова. Некоторые из этих произведений я выбрал по наставлению педагога, некоторые мне самому понравились.

Педагог их выбирал по технической возможности, по моему темпераменту. «Откровение» мне нравится своей проницательностью, чувственностью; в произведениях Семенова нравится разнохарактерность, подача различных образов. Третья часть «Дивертисмента» имеет название «Карнавал»: в ней интересно обрисовывается тема праздника.

Во время экзаменов, в принципе, я был в себе уверен. Была только малая доля волнения, но это естественно. Все обучение в колледже я боролся с волнением: когда я выходил на сцену, у меня был тремор рук, что очень мешало при игре. Я справлялся с волнением благодаря довольно частым концертам и постепенно привыкал к сцене. Кроме того, помогали наставления педагога. В течение учебы в колледже я преодолел себя, и сейчас я наслаждаюсь музыкой, стараясь донести до слушателей свое понимание, хотя всё равно слегка волнуюсь.

Я совсем не пожалел о поступлении в МГИМ: учиться здесь — очень интересно. Мне нравится все: здесь работают профессионалы высокого уровня. Сейчас я учусь на первом курсе МГИМ, и хочу сказать всем, кто планирует связать свою жизнь с музыкой: вы не пожалеете, если выберете это учебное заведение.

 

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
20 марта 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты