Михаил Гальперин не планировал становиться чиновником и после окончания вуза нарабатывал профессиональный опыт в юридических фирмах. Но результатом успешной карьеры стал пост в Министерстве юстиции. Михаил считает, что настраивать себя на хроническое пожизненное чиновничество вредно: лучше, если в госслужбу приходят люди из частного сектора, академической среды, и наоборот.
- Образование
- Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Юриспруденция», 2005; Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Гражданский процесс; арбитражный процесс», тема диссертации: Ответственность в современном гражданском судопроизводстве, кандидат наук, 2009; University of London, факультет: UCL & Queen Mary, специальность «Master of Laws», 2010
- Должность
- Министерство юстиции Российской Федерации, директор Департамента экономического законодательства Минюста России
Мой путь на государственную службу был извилист, нельзя сказать, что я сознательно стремился стать чиновником. Однако судьба несколько раз меня приводила на службу в публичный сектор, в итоге я остался в нем работать надолго. После окончания четвертого курса университета, как и многие мои однокурсники, я стал активно искать работу, которую можно было бы совмещать с учебой на последнем курсе, уже нарабатывая профессиональный опыт. Поскольку я достаточно хорошо знал английский язык, интересовался международным правом, то мой выбор остановился на офисах международных юридических и консалтинговых фирм. В то время, когда я был студентом, они предоставляли для начинающего специалиста возможность, во-первых, приобрести очень хороший опыт, участвуя в крупных проектах, во-вторых, получить навыки подготовки юридических документов по западному образцу, в-третьих, по сравнению с российскими компаниями, предлагали относительно достойную и, главное, официальную зарплату.
Кроме того, в начале 2000-х работа в иностранной фирме считалась престижной, прежде всего, для тех, кто хотел посвятить себя частному праву. Пройдя несколько собеседований в разных компаниях, к моей неописуемой радости, я наконец стал стажером крупной иностранной фирмы. Моя работа должна была начаться с 1 сентября, а до этого летом предстояло пройти практику. Кафедра направила меня на практику в арбитражный суд округа. Работая там «помощником помощника» судьи, я самостоятельно готовил проекты судебных актов, изучал судебную практику, даже написал и опубликовал по материалам судебной практики статью. Вдруг я понял, что меня привлекает работа в судебной системе. Однако, поскольку, уже была договоренность о выходе на работу с 1 сентября, поразмыслив, не без сожаления я покинул свою практику в суде.
Через три года. После достаточно успешной карьеры в американской юридической фирме я принял решение сделать перерыв в юридической практике и перейти на работу в альма-матер, где занял должность помощника проректора по международным связям. Подобное решение было во многом связано с сильным желанием, несмотря ни на какие обстоятельства, завершить работу над кандидатской диссертацией (я учился параллельно в аспирантуре), сделать действительно достойную работу, за которую не было бы стыдно самому, выполнить свои моральные обязательства перед кафедрой и научным руководителем. Конечно, с круглосуточной работой без выходных в консалтинге, задача была невыполнима. Моя работа в университете на административной должности практически ничем по содержанию не отличалась от службы на похожей должности в каком-нибудь ведомстве, поэтому опыт был приобретен полезный.
Большой вуз — фактически государство в миниатюре. Завершив работу над текстом диссертации, я через год вернулся в частную практику, перешел на работу в крупную промышленную компанию, которая до этого была моим клиентом в юридической фирме. Наконец, поработав еще полтора года, пять лет назад я переехал в Москву на работу в Министерство юстиции.
Организация процесса по подготовке правовых и антикоррупционных заключений на проектах актов правительства, федеральных законов в экономической и социальной сферах, подготовка проектов нормативных правовых актов.
Обычно я прихожу на работу около 10 часов утра (но до этого, конечно, часто приходится трудиться дистанционно, собираясь на работу: на телефоне, проверять электронную почту и т.д.) и дальше работаю в офисе за компьютером: распределяю входящие документы между моими сотрудниками, обсуждаю с ними подготовленные проекты документов очно или по телефону, наиболее важные и срочные документы готовлю сам, просматриваю и визирую проекты, которые дальше передают на подпись моему непосредственному начальнику — заместителю министра или министру.
Большую долю времени занимают встречи и совещания: в правительстве, где обсуждаются высказанные нами ранее замечания и принимается окончательное решение о том, в каком виде документ пойдет дальше, в других ведомствах, в Государственной думе и Совете Федерации, внутренние совещания в министерстве и т.д.
В некоторые дни я нахожусь на различных совещаниях с самого утра и приезжаю на работу уже вечером, где на столе меня ждет внушительная пачка документов, которые надо внимательно прочитать, исправить и передать дальше на подпись, или подписать самому. Поскольку департамент достаточно большой (почти 80 сотрудников), каждый день, как и любому руководителю, необходимо решать различные текущие, но очень важные вопросы: отпуска, увольнения, собеседование новых кандидатов, прием на работу, оценка сотрудников, заказ оргтехники, размещение сотрудников по кабинетам и т.д. У меня грамотные заместители и начальники отделов, которые принимают на себя подавляющую часть текущей работы, я им доверяю полномочия по принятию многих решений, но без непосредственного участия директора в некоторых текущих делах не обойтись. С работы я, как правило, ухожу поздно вечером, обычно после всех моих подчиненных, в 21-22 часа. Иногда, приходится задерживаться и до полуночи и позже, в зависимости от количества и срочности работы.
Результаты я вижу каждый день, утром, в электронно-правовых базах и на портале официального опубликования нормативных актов в виде принятых законов, указов президента, постановлений правительства. Благодаря работе коллектива министерства удается сделать правовую систему лучше, не пропустить откровенно слабые с юридической точки зрения проекты, помочь сформулировать четкие и непротиворечивые нормы, по которым дальше будет жить вся страна. Часто это удается, иногда нет.
К сожалению, не всегда хватает времени на то, чтобы так тщательно, как хотелось бы, проанализировать документ из-за очень большого количества поступающих проектов (в некоторые месяцы — до 100 в день) и коротких сроков исполнения (обычно — неделя), что-то интересно сделать самому, но из-за загрузки другими делами не успеваешь, и вынужден поручать коллегам. Но это проблемы не только министерства или ведомства, а любой крупной структуры с большим потоком документов даже в условиях достаточно эффективного тайм-менеджмента и профессиональной команды.
Как бы банально не звучало, служить своей стране и людям, стараться как можно лучше делать свою работу.
По моему субъективному мнению, юридическое образование — очень хорошее подспорье для государственного служащего, в каком бы органе он ни работал. Все государственное управление — сфера формального, юридического языка. Поэтому из образования пригодилось все.
Если честно, считаю, что оно может быть востребовано как дополнительное образование для тех, у кого уже есть достаточный управленческий опыт на госслужбе, как MBA (хотя, в США, например, и юридическое образование почти всегда второе, считается, что юрист должен быть уже зрелым человеком в общесоциальном плане). У многих моих коллег, которые весьма успешны на государственной службе, такого специального образования нет, и его отсутствие никак не мешает в работе и карьере. Может быть, это связано с тем, что юридическое образование, по сути, затрагивает и очень многие аспекты управления (конституционное, административное право и т.д.). В целом, пока не могу назвать ни одного высокопоставленного российского государственного служащего (хотя, возможно, я и ошибаюсь), у которого бы образование в сфере государственного управления было бы первым и единственным. С другой стороны, любые дополнительные знания всегда важны. Кроме того, наверное, не совсем правильно, с молодых лет настраивать себя на хроническое пожизненное чиновничество. Хорошо, когда на госслужбу приходят люди из частного сектора, академической среды, и наоборот. В некоторых странах это называется «эффектом крутящейся двери».
Самое сложное — организовать собственную работу и работу своих подчиненных так, чтобы не приходилось все делать самому, погружаться в тотальный мелочный контроль, а качество работы было бы все же достойным. Это общая менеджерская задача в любом коллективе. Соответственно, самое приятное — когда удается этого достичь. Конечно, еще приятно, когда тебя слышат, учитывают твое профессиональное мнение при принятии решения.
Не буду называть кого-то конкретного, но могу сказать, что на государственной службе — и в Минюсте, и в других органах — есть профессионалы своего дела, которыми я восхищаюсь. Примером являются люди, которые готовы брать на себя ответственность за принятые решения. Не только в публичном секторе, но и в обществе в целом таких людей в любую эпоху очень немного.
Одно дело высказывать свое мнение (может быть, и обоснованное), критиковать чужую позицию, а совсем другое – принять окончательное решение и отвечать за него перед людьми и перед собой.
Конечно, есть разные сотрудники. Однако, я бы говорил скорее не о профнепригодных, а просто не сконцентрированных на своей работе, не желающих двигаться вперед, постоянно улучшать что-то в себе. Со временем, я пришел к выводу, что практически любой сотрудник может быть полезен для общего дела, просто нужно найти для него подходящую задачу — лишь бы у него было желание работать.
Обсуждение материала
Оставить комментарий