Наша промышленность обладает таким уровнем оснащения, что простой рабочий не может осуществлять ту или иную функцию в технологическом процессе. Я бы условно разделил инженеров на три группы: линейные инженеры — те, которые обладают достаточной компетенцией, чтобы управлять машинами и механизмами, грамотно уметь читать техническую литературу; инженеры-технологи, которые могут создавать и управлять более масштабными системами: цехами, заводами. Третья, весьма немногочисленная группа — так называемый «интеллектуальный спецназ России» — будущие Королёвы, Челомеи, те, кто способен в будущем создать элиту российских конструкторов, разрабатывать новые сложные системы и комплексы оборудования, создавать глобально конкурентоспособный продукт. И мы должны производить эту селекцию на базе двухуровневой подготовки «бакалавр-магистр». Это на данный момент самая главная задача в системе высшего образования.
Первое — нужно четко провести градацию вузов страны. Нужна аттестация вузов, чтобы затем отранжировать их в системе высшего образования согласно баллу ЕГЭ. Условно говоря, вузы первого уровня адресно готовят инженеров-бакалавров — рабочих-инженеров для конкретных предприятий. Они же могут готовить инженеров-технологов, но я бы отдал эту миссию вузам второго уровня — региональным университетам, которые бы решали вопросы подготовку специалистов линейного и технологического регионального уровня. Третья категория — около 50 вузов, национальные исследовательские университеты, федеральные вузы. Они хорошо распределены по РФ, и они должны быть центрами высокоинтеллектуальных компетенций, которые готовили бы магистров и кадры высшей квалификации, собирая ребят на конкурсной основе из региональных вузов.
Только в плотной связке с предприятиями, с учетом специфики региона мы можем нормально распределить вузы по своим целевым функциям, согласуясь с решением региональных задач. Иначе получается так, что, например, в Якутии есть университет водного транспорта, который готовит моряков-транспортников.
В век информационных технологий нужно активнее использовать систему сетевых университетов, в которой ведущие университеты оказывают помощь региональным институтам, ведут лекции по базовым наукам (так называемая MOOC-система). Это сразу повышает планку базовых знаний для студентов в региональных вузах.
Нельзя не отметить, что в тот период, когда в России происходила стагнация индустриальной отрасли, масса инженерных вузов потеряла связи с промышленностью. С моей точки зрения, каждый преподаватель должен быть связан с промышленностью, должен вести НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. — Прим.ред.) и передавать студентам последние знания в области и профессии.
Очень важно создавать базовые кафедры на предприятиях. Речь идет о гармоничной структуре, которая не только оказывает помощь в обучении, но и реально помогает предприятию.
Вуз формирует на предприятии группу студентов во главе с преподавателем, которые на ближайшие 3-5 лет обеспечат предприятие кадрами по разным направлениям подготовки: и конструкторами, и экономистами, и электриками.
В результате ведется комплексная работа с предприятием по кадровому обеспечению, которая обязательно должна подкрепляться научными исследованиями. Например, наш вуз работает с заводом Климова (ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей. — Прим.ред.), где мы участвуем в разработке нового двигателя вертолета, разрабатываем весь турбинный блок; работают три института и около 50 ребят под руководством преподавателей. Преподаватель — это не ментор, это прежде всего коллега, помощник, единомышленник и соработник того или иного студента. Мы сейчас открыли почти 20 подобных кафедр с ведущими предприятиями города, и намерены эту систему совершенствовать.
Нужно четко понимать, что сегодня стандартный цикл подготовки инженеров — 4+2 — хронически отстает от цикла замены высокотехнологического оборудования на предприятиях. Вуз никогда не сможет угнаться в замене лабораторного экспериментального оборудования за быстроразвивающимися технологиями. Поэтому система базовых кафедр — это та «палочка-выручалочка», через которую можно передать знания.
Совсем недавно я был назначен председателем Координационного совета по инженерным наукам и инженерному образованию. Задача совета — оптимизировать учебно-методические объединения, потому что на данный момент они работают не беспристрастно, их количество будет сокращено. Основная задача на данный момент — расширить направления инженерной подготовки, сократив их количество. Профилей будет больше, направлений меньше. Первокурсники мало понимают, чем конкретно после окончания вуза будут заниматься. А в случае широкого направления они получают большой спектр знаний внутри области, а на третьем курсе бакалавриата могут выбрать свой профиль. Вузы совместно с предприятиями будут определяться, какие специалисты нужны, и формировать группы подготовки для определенных предприятий. То есть профили — это тоже гибкая система, зависящая от потребностей конкретного предприятия. В рамках направления мы будем решать вопросы госзаказа на специалистов. Чтобы всякий получивший диплом мог найти себе работу по специальности.
Сложившаяся сложная экономическая и политическая ситуация в России подводит нас к вопросу о необходимости разработки и создании в России такого уровня национальной промышленности, которая могла бы создавать глобально конкурентоспособную продукцию. Мы реалисты, во всех областях это невозможно сделать, поэтому нужно подходить разумно и без фанатизма. Искать «точки компетенции», которые могли бы вывести нас на передовые рубежи. Сейчас нужно развивать национальную экономику — не только добывающей, но и высокоиндустриальной промышленности в России. И сейчас большое значение имеют кадры — и тут перед нами стоит задача подготовки специалистов, обладающих уровнем знаний мирового класса.
Обсуждение материала
Оставить комментарий