Итоговое собеседование для выпускников 9-х классов в этом году вводится в экзаменационную программу за курс средней школы по аналогии с итоговым сочинением у одиннадцатиклассников. Итоговая аттестация для девятиклассников включает два обязательных ОГЭ (по русскому языку и математике) и два ОГЭ по выбору, всего четыре экзамена. Теперь, для того чтобы быть допущенными к этим экзаменам, выпускники средней школы должны пройти итоговое собеседование по русскому языку.
Собеседование призвано проверить навыки спонтанной устной речи — умение составлять монологи на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. Также оценивается и соблюдение языковых норм — орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических. Собеседование состоит из четырех заданий и длится примерно 15-16 минут, на подготовку к каждому вопросу школьнику отводится всего одна-две минуты.
Номер задания | Вид задания | Уровень сложности | Максимальный первичный балл |
---|---|---|---|
Задание № 1 | Выразительное чтение текста | Базовый | 2 |
Задание № 2 | Пересказ текста с привлечением дополнительной информации | Базовый | 4 |
Задание № 3 | Создание устного монологического высказывания | Базовый | 3 |
Задание № 4 | Участие в диалоге | Базовый | 2 |
Соблюдение норм современного русского литературного языка | 8 | ||
Всего | 19 баллов |
В задании № 1 школьнику необходимо выразительно прочитать текст вслух, на подготовку дается две минуты, максимальная оценка — 2 балла. Например, в демоверсии предлагается текст о Юрии Гагарине, состоящий из 177 слов.
В задании № 2 требуется пересказать этот же текст, включив в пересказ предложенную цитату. На подготовку отводится две минуты, при необходимости что-то записать можно использовать «Поле для заметок», которое есть в варианте. Оценка за пересказ — 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно. Максимально за речевое оформление ответа на задания № 1 и № 2 можно получить дополнительные 4 балла.
Задание № 3 — это монологическое высказывание. Здесь участнику собеседования предлагается составить рассказ по одной из трех предложенных тем на выбор. Так, в демоверсии собеседования представлены следующие варианты тем:
- Праздник (на основе описания фотографии);
- Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта);
- Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу).
В каждом из вариантов есть вопросы-помощники, которые нужно использовать при составлении монолога. Например, в третьей теме школьникам следует ответить на вопросы: Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему? Следовать моде можно только в одежде? Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»? Рассказ должен длиться не более трех минут. Максимально это задание оценивается в 3 балла.
Задание № 4 представляет собой диалог с экзаменатором по выбранной в третьем задании теме. Во время беседы школьнику предлагается три вопроса, на которые необходимо дать полные ответы. Например, по теме «Праздник» могут быть вопросы: Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)? Когда можно сказать, что праздник удался? Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему? За диалог можно получить 2 балла. При этом речевое оформление ответа на задания № 3 и № 4 оценивается отдельно в дополнительные 4 балла.
Все собеседование оценивается по системе «зачет»/«незачет». Максимально за него можно получить 19 баллов. Девятикласснику выставляется «зачёт», если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов. В случае отрицательного результата собеседование можно пройти повторно 13 марта и 6 мая. Если школьник получает «зачет», он допускается к ОГЭ, если «незачет» — не допускается.
Обсуждение материала
Оставить комментарий