В чем заключается работа?
SMM-менеджеры, как и сама сфера продвижения в социальных сетях, появились не так давно, и до сих пор еще нет устоявшихся понятий, чем именно они должны заниматься. Часто их пытаются объединить со специалистами по PR или рекламе, однако работа в SMM — это все-таки отдельная профессия. Ее суть заключается в использовании социальных медиа для продвижения того или иного продукта или услуги. Цели у SMM могут быть разные, но в основном это привлечение внимания к бренду и создание вокруг него лояльной аудитории. А потому в обязанности SMM-специалиста входит разработка стратегии продвижения бренда в социальных сетях, построение и развитие сообщества, наполнение его интересным, подходящим для целевой аудитории контентом и общение с подписчиками.
Поскольку продвижение в социальных сетях тесно связано как с классическим маркетингом, так и с новыми медиа, SMM-менеджеру, с одной стороны, необходимы базовые знания в области маркетинга (включая умение рассчитывать эффективность того или иного метода привлечения и проводить аналитику), а с другой, нужно практически жить онлайн, хорошо разбираться в том, как работают социальные сети, быть в курсе трендов и «мемов» и быстро реагировать на громкие инфоповоды. Часто SMM-менеджеры занимаются и визуальным оформлением сообщества (создают дизайн и аватары, брендированные картинки, промо-материалы и ролики), поэтому также полезно уметь работать в основных графических редакторах и монтировать видео.
В обязанности SMM-специалистов входит и работа с лидерами мнений (в первую очередь с блогерами), и общение со СМИ, так что им необходимо умение налаживать связи и договариваться с людьми. При этом SMM-менеджер должен общаться на одном языке со своей аудиторией, понимать ее желания и запросы, быстро и четко реагировать на появляющиеся комментарии, особенно на негативные. Ему также пригодится стрессоустойчивость и железное спокойствие, ведь зачастую именно он является лицом компании в социальных сетях. Сорвавшийся из-за едких комментариев SMM-специалист вполне способен разрушить годами выстраиваемую репутацию компании и стать причиной огромных финансовых и имиджевых потерь.
Несмотря на широкий спектр обязанностей, SMM-менеджеры могут как вести сообщества полностью, так и заниматься отдельной частью продвижения: например, работой с лидерами мнений или контентом, таргетированной рекламой или конкретной социальной сетью. Работать можно как на фрилансе — лично брать клиентов и вести их, — так и в офисе, в том числе в штате большой группы или компании, которая занимается продвижением брендов в социальных сетях.
Где учиться?
Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана, курс «Маркетинг и продвижение в социальных сетях (SMM)». Курс рассчитан на начинающих специалистов интернет-маркетинга, предпринимателей, заинтересованных в продвижении в социальных сетях, менеджеров в области интернет-маркетинга, а также всех, кому близка сфера SMM. Программа состоит из 10 тематических блоков, охватывающих разные области, от основ маркетинга в социальных сетях до особенностей трудоустройства. Обучение построено на большом количестве примеров и разборе реальных кейсов, после каждого теоретического блока идет практическое задание. Курс доступен как в очной форме, так и дистанционно, в формате вебинаров.
Центр онлайн-образования «Нетология», курс «SMM-менеджер: продвижение бизнеса в социальных сетях». Этот онлайн-курс позволяет освоить инструменты SMM-маркетинга и их прикладное использование, техники взаимодействия с аудиторией, работы с негативом и репутацией компании. Кроме того, здесь можно научиться создавать качественный контент и использовать социальные сети для повышения продаж и т. д. Слушателям доступны видеозаписи занятий и обсуждение учебных моментов в закрытой группе.
Факультет «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, курс «Mini-MBA „Интернет-маркетинг и электронная коммерция“». Курс на базе РЭУ рассчитан на подготовку специалистов в области интернет-маркетинга общего плана, однако обучению основам SMM здесь посвящено достаточно много времени. Особое внимание уделяется ведению собственного бизнеса в интернете; в фокусе обучения — практика. Выпускникам выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, «Интернет-журналистика». На факультете журналистики непосредственно SMM не обучают, но дают обширные междисциплинарные знания, учат быстро ориентироваться в ситуации и в рамках профессионального модуля «Интернет-журналистика» предлагают отдельный курс по социальным медиа, а также особенностям поиска и хранения информации в интернете.
«Образование в сфере SMM — штука непростая, поскольку на сегодняшний день в России не существует единой сертификации в этой профессии. Проще говоря, нет таких курсов, на прохождение которых ориентировались бы работодатели.
В таких условиях на первый план выходит практический опыт: реализованный проект ценится гораздо выше, чем сертификаты, дипломы и грамоты, не говоря уже о прочитанных книгах. Пугаться не надо, „проектом“ может быть и персональный „паблик“ во „Вконтакте“, если в нем состоит несколько тысяч человек. Здесь главное — дать понять нанимателям, что вы уже работаете в социальных сетях: первые шаги сделаны и вы хотите идти дальше.
Это не значит, что курсы бесполезны и книги по SMM читать не надо. Напротив, чем больше информации вы получите, тем лучше — кашу маслом не испортишь. Однако решающего значения теоретические знания не имеют. Важнее, чтобы вы хотя бы в чем-то показали явный прогресс на практике в формате „было — стало“.
Есть ли что-то смежное, что поможет найти работу? Разумеется. Не лишним будет образование в сфере маркетинга. Пригодятся навыки работы в Photoshop. Кроме этого, если вы неплохо фотографируете или снимаете видео, об этом тоже нужно рассказать на встрече, прибавив к своим словам небольшое портфолио. Опыт написания текстов также пригодится. Если вы вели блог, писали статьи в журналы или онлайн-СМИ, об этом нужно, не скромничая, рассказать работодателю».
Обсуждение материала
Оставить комментарий