Начинается все с консультации, на которую может попасть любая семья. Мы знакомимся, смотрим, даем рекомендации, и дальше родители решают, отдавать ли к нам ребенка. Уроки проходят по-разному: все зависит от того, какие у ребенка сложности. Есть индивидуальные занятия, есть групповые. Обычно группы занимаются два раза в неделю по полдня. У каждого есть свое удобное расписание. Есть игротерапия, арт-терапия, кулинария, лечебная физкультура, «мокрые игры» с красками и мыльными пузырями, песочная терапия, бассейн, кукольный театр, керамические и столярные мастерские. У нас не такое большое помещение, но мы стараемся все уместить. Индивидуально проходят занятия с логопедами, психологами и узкими специалистами. Наши педагоги постоянно учатся чему-то новому, в этому году к нам на практику придут порядка 500 студентов — молодых специалистов. Это очень радует и вдохновляет. Становится больше людей, которых волнует тема «особенных» детей, это классно.
Мы занимаемся с детьми до 18 лет. У них насыщенный график. Кто-то ходит в обычный детский сад, и есть ребята, которые после нас уходят в обычную школу и учатся по общей программе. На самом деле, это прорыв. Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка не так давно, в 2013 году, одновременно с этим новый федеральный закон об образовании № 273 вступил в силу — 1 сентября 2013 года. Теперь по закону школы не могут отказать «особенным» детям, и у них появилось право учиться.
Существуют разные схемы: ребенок может пойти в класс с малой численностью учеников, где, скажем, будет 15, а не 30 человек. Уже проще! Или, к примеру, в некоторых школах есть специализированные классы, поддерживающие инклюзию. Дети привыкают учиться вместе и постепенно переходят из специальных классов в обычные.
Конечно, не у всех все складывается. В идеале для успешной адаптации ребенка нужна связь между специалистами, которые занимались с ним до школы, и педагогами в школе.
Давайте начистоту: даже не все обычные дети поступают в вузы. Наши дети — такие же. В вузы идут единицы, но зато существуют колледжи, которые берут ребят с ограниченными возможностями. Например, в колледже № 21 учат гончаров-керамистов, столяров-плотников, там есть ткацкая и полиграфическая мастерские и отделение по озеленению. Варианты разные, но их слишком мало для такого большого города.
С этим, конечно, сложно. Взять человека с особенностями развития означает для работодателя дополнительные обязанности и ограничения. Но в том же колледже помимо учебной части есть и производственная. Ребята после окончания учебы могут работать там. Некоторые колледжи заключают договоренности с компаниями. Кто-то ездит работать в теплицах, кто-то устраивается курьером. Все очень индивидуально. 25 сентября в «Парке ремесел» на ВДНХ откроется мастерская «Особая керамика», где смогут работать взрослые с особенностями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Ее совместно создали «Центр лечебной педагогики» и фонд «Жизненный путь». Мы рады, что появляются такие проекты: это прекрасное место для работы, новых знакомств и развития.
Сначала определимся, что такое история успеха. Было все плохо, стало все хорошо, человек получил диплом? Такое тоже случается, но для нас история успеха — это другое. Например, пришел ребенок, который не вступает в коммуникацию с другими, и вдруг, по прошествии какого-то времени, он начинает к кому-то обращаться, что-то произносит или учится использовать альтернативные средства коммуникации, такие как языковая программа «Макатон», чтобы взаимодействовать с людьми. Вот это действительно история успеха.
Часто бывает и так, что дети не едят сами или едят только что-то определенное: например, пюрированную еду или только белую еду и т. д. Когда они начинают сами брать ложку и есть еще что-то, кроме тех нескольких продуктов, которые они предпочитали до того, — это успех.
Интересный опыт я наблюдала в Финляндии. Если у наших ребят больше творческих мастерских, то там учат на помощников повара, уборщиков, работников ближнего ухода, сантехников, ответственных за домовладение и т. д. Это более прагматичный подход. Здорово, что каждый может найти себе занятие по душе.
Кстати, я знаю, что российские кондитерские «Волконский» берут стажерами молодых людей с ограниченными возможностями, учат их печь. В Финляндии в образовательных комплексах есть специальные отделы, которые целенаправленно стараются помочь выпускникам с трудоустройством, но, к сожалению, реально трудоустраиваются всего 2%. Для остальных существуют центры дневной занятости, где три-четыре раза в неделю можно найти себе оплачиваемое занятие — к примеру, сортировать бумаги или детали, заниматься несложным производством, ткачеством и т. д.
Уверена, мы в России тоже скоро продвинемся в этом плане. По крайней мере, такие проекты потихоньку начинает поддерживать государство. Мы постоянно учимся, и нам есть, на кого равняться. В некоторых регионах — Пскове, Владимире, Санкт-Петербурге и т. д. — уже несколько лет существуют проекты по поддерживаемому проживанию для взрослых. Много инициатив, на самом деле. В Финляндии это движение началось в 70-е годы, а в России — совсем недавно. Но мы двигаемся вперед ускоренными темпами.
Обсуждение материала
Оставить комментарий