Вызовы времени
Первый смартфон появился 10 лет назад, а планшет — пять. Устройства, способные дать человеку доступ к информации из любой точки земного шара, изменили представление о том, как получать и обрабатывать знания. Для современных детей нормально обучаться посредством роликов на YouTube и мгновенно находить ответы на любые вопросы — будь то решение математической задачи (с помощью «умного» калькулятора Photomath) или историческая дата. Мир меняется так быстро, и никто не знает, что будет еще через 10 лет. А потому образованию необходимо подстраиваться под вызовы времени и учиться эффективно использовать современные технологии. Обсуждение этих вопросов стало одной из главных тем на международной конференции EdCrunch, прошедшей в НИТУ «МИСиС».
На мероприятии было несколько секций, посвященных разным видам образования — от онлайн-обучения до дошкольного образования. В течение нескольких дней эксперты из России и других стран поделились своими взглядами на проблемы и будущее образования, а также представили презентации проектов на стыке технологий и образования. Участники мероприятия уверены, что школы и университеты нуждаются в переменах. «То, что было хорошо 40 лет назад, уже не действует. Дети, которые пошли в 2016 году в 1 класс, будут активными игроками рынка труда через несколько десятков лет. При этом мы не знаем, каким будет мир к этому времени и какую работу им придется выполнять. Нам нужно изменить наши школы, которые были изобретены в ответ на потребности промышленности во времена развития фабрик», — объяснила глава Департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен.
«Теперь не нужно просто доносить до детей информацию. Сегодня весь мир у вас в кармане, если вы — обладатель смартфона. Человек больше не заперт в пространстве классной комнаты, лишенной контекста. Он может пойти куда угодно и начать исследовать реальный мир», — рассказал на одной из пленарных дискуссий (ее запись можно посмотреть на «Учёба.Live») Уильям Ранкин, глава Unfold Learning и бывший директор по обучению в компании Apple.
Анант Агарвал, генеральный директор edX, согласился с ним. Он уверен, что необходимо повысить привлекательность образования для школьников и сделать так, чтобы им было действительно интересно учиться. Использование современных технологий способно изменить представление об учебе. «Современные дети могут произвести настоящую революцию в образовании — от детского сада до старших классов. Они понимают, как искать нужную информацию, и знают все об интернете. Если их спросить, зачем нужно образование, они ответят: “Для поиска работы”. Но образовательная система отстает от времени на триста лет. Сегодня в школах педагоги часто просят учеников выключить компьютеры и внимательно слушать, а затем повторять. Я думаю, что нужно полностью изменить систему образования», — сказал Агарвал.
Глава edX полагает, что простой передачи знаний уже недостаточно, и нужны другие формы взаимодействия с учениками: например, смешанная модель обучения (blended learning), объединяющая традиционную «классно-урочную систему» и электронное обучение. Она позволяет сделать образование более персонализированным, расширяет возможности ученика, позволяет учитывать особенности каждого и меняет роль педагога. «Нужно сделать так, чтобы учитель стал гидом и помощником в получении знаний. Технологии на уроках можно использовать, ориентируясь на смешанную модель, когда информация приходит к детям в онлайн-формате, а учитель помогает работать с ней», — объяснил Агарвал.
О проблемах взаимодействия учителей и учеников говорил и публицист, сооснователь Modern Learner Media Уилл Ричардсон. «Сейчас уже нет нужды идти в школу, чтобы что-то выучить. Школы начинают это замечать и осознавать», — сказал он. Во время своей презентации Ричардсон заявил, что, несмотря на технологические инновации, образовательные учреждения по всему миру пока не готовы меняться кардинально. И все же система, по его словам, не стоит на месте: кроме традиционных школ уже появились «переходные» и «трансформационные» учебные заведения, где организаторы стараются улучшить результаты обучения за счет перемен или же вовсе изменить подход к образованию.
В своем выступлении основатель «Википедии» Джимми Уэйлс также отметил, что в век технологий система образования не спешит меняться. При этом он подчеркнул, что наблюдается настоящий рост альтернативного обучения, к которому, в частности, относятся онлайн-курсы: «Объем традиционного обучения в мире остается относительно стабильным. А вот объем неформального обучения действительно вырос. Люди все чаще используют интернет для обучения, ведь сейчас так много ресурсов для этого».
Модель образования будущего
Уильям Ранкин сравнил образование будущего с экосистемой, в которой есть участники (разнообразные или взаимосвязанные), контекст (сбалансированный или подверженный действию «крутящего момента» и напряжения) и содержание (динамичное или устойчивое). При этом глава Unfold Learning подчеркнул, что детей необходимо учить не теории, а образу действия в постоянно меняющемся мире. «Нужно делиться со студентами только теми знаниями, которые позволят им успешно что-то создавать. Это крайне важно. Ведь образование предполагает не просто передачу информации, а раскрытие потенциалов человека», — заявил он.
Кроме того, Ранкин призвал учителей сосредоточиться на личности человека, а не на обобщенном образе среднего ученика. «Почти никто из них не подпадает под стандарт. Кто-то силен в одних науках больше, чем в других, у кого-то есть выдающиеся или редкие способности. Все это нужно учитывать и развивать», — отметил он. Секрет успешной школы, по мнению Ранкина, — практика с первого дня. «Не учите людей использовать инструменты, они все поймут в деле, — убежден эксперт. — Мне кажется, что обучение будущего должно строиться вокруг серьезных проблем, которые студенты будут решать сами. Задача учителей — построить комфортную среду, предоставить контекст и обеспечить связь с сообществами, которые помогут детям получать доступ к необходимой информации».
Экс-глава департамента по обучению Apple уверен, что образование не должно быть ограничено пределами аудитории. «Контекст — это больше не классная комната, а весь мир, — объяснил он. — Я могу использовать реальные сведения из реального мира, а значит, работа учителя должна заключаться не в создании готовых рецептов, а в разработке схем взаимодействия с информацией». В дальнейшем, полагает Ранкин, важными станут не дипломы, а навыки. «В будущем инфраструктура учебного заведения окажется построена не на контроле, а на обеспечении возможностей. Труд детей будет оценивать сообщество людей, а не педагоги, а образовательный процесс станет персонализированным», — уверен он.
«В XXI веке образованию нечего терять, кроме своих оков» Уильям Ранкин
Другой хедлайнер EdCrunch, основатель «Википедии» Джимми Уэйлс (запись его лекции можно посмотреть на «Учёба.Live»), тоже рассказывал о школах будущего. По его мнению, их главная задача — дать детям навыки самостоятельного обучения. «Школы должны обеспечить учеников инструментами так называемого life-long learning, когда люди учатся всю жизнь. Важно научить учиться, показать, как проводить исследования и оценивать информацию», — объяснил Уэйлс.
При этом эксперт уверен, что популярная модель онлайн-курсов не сможет вытеснить профессию учителя. «Присутствие человека, который направляет тебя, замечает твои ошибки и помогает их исправить, очень важно. Я не знаю, чем это можно заменить. Технологии помогают нам действовать быстрее, но если вы хотите научиться думать, это уже интерактивный процесс. Он может проходить в онлайн-формате, но и тут необходимо взаимодействовать с педагогом, который присматривает за вами», — сказал Уэйлс.
Глава Департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен на EdCrunch рассказала о финском опыте образовательной реформы. Недавно в этой стране начали внедрять новую концепцию школы, построенную на развитии личности и универсальных интеллектуальных навыков. «В нашей системе образования активную роль играет фигура ученика, ведь именно школа и общение в ее рамках лучше всего прививает социальные навыки. Для нас также важна индивидуальность траектории и сотрудничество. Обучение будущего — это открытый, гибкий, коллаборативный процесс, который может быть повсеместным благодаря цифровым технологиям», — объяснила Киллонен.
Навыки XXI века
Сквозной темой для всей конференции стал вопрос о новых навыках, которые нужно получить, чтобы стать востребованным специалистом. «Неважно, что ты знаешь. Важно, что ты умеешь делать. Можно получить 100 баллов за все тесты, но это не имеет никакого значения, если ты не способен работать», — заметил Ричардсон. По мнению Ранкина, важно также научить ребенка выполнять задания в группе.
Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов даже составил список навыков будущего:
- критическое мышление,
- умение работать в команде,
- понимание мультикультурного контекста,
- предпринимательский дух,
- способность выстроить собственную образовательную стратегию.
Тему навыков специалиста постиндустриальной эпохи затронул и евангелист образования Google Джейми Касап (посмотреть запись его выступления можно на «Учёба.Live»). Он рассказал об исследовании The Economist Group, которая выяснила, какие навыки компании ценят больше всего:
- способность решать проблемы,
- умение работать в команде,
- коммуникабельность,
- критическое мышление,
- креативность,
- грамотность,
- цифровая грамотность,
- лидерство,
- знание иностранных языков,
- развитый эмоциональный интеллект.
«60% современных дошкольников будут заниматься тем, что сейчас, может быть, еще не существует, — объяснил Касап. — Мы не должны придумывать профессии будущего: вместо этого надо развивать навыки, которые могут пригодиться на протяжении всего XXI века. Надо также задавать новые вопросы в сфере образования: спрашивать детей не о том, кем они хотят стать, а о том, какие проблемы они хотят решить. Такая постановка вопроса приблизит их к созданию собственной образовательной стратегии».
Что происходит в российском образовании
В российском Минобре так же считают, что главная задача образования — формирование новых навыков. «Министерство образования и науки отталкивается от концепции, что образование должно перестать быть технической передачей знаний. Его задача — формирование компетенций будущего», — заявила замминистра образования и науки Людмила Огородова. В пример она привела проект Национальной технологической инициативы и инновационные образовательные центры. «Задача НТИ не продвинуть в очередной раз технологии, а найти способ действовать в новой среде, — объяснил Евгений Кузнецов, и. о. гендиректора РВК, один из кураторов проекта. — Мы пытаемся помочь университетам начать формировать социальную и технологическую реальность, опережающую время на 5-8 лет. Именно это происходит на кампусах MIT, Стэнфорда, Кембриджа».
В области среднего образования, помимо детских технопарков, недавно также появились школы и учебные центры для одаренных детей. Краткосрочные программы, например, реализует образовательный центр «Сириус» в Сочи. «У нас изучают физику, химию, биологию и математику. Остальные направления реализуются в рамках проектной деятельности, — рассказала Елена Шмелева, руководитель фонда “Талант и успех”. — С утра дети занимаются профессиональными программами, потом идут в школу, где обучение проходит в проектном формате. Свободное время у ребят появляется только после ужина».
На EdCrunch также рассказали о том, каких результатов добились создатели проекта «Открытое образование». За год на его площадке разместили более 100 курсов, зарегистрировались свыше 150 тысяч человек и было выдано 5976 сертификатов. Кроме того, на конференции рассказали о новой инициативе в области образования — «Национальной открытой школе». Это онлайн-платформа, в рамках которой собраны курсы и интерактивные материалы по школьным предметам: истории России, литературе, математике, физике и химии.
Обсуждение материала
Оставить комментарий