Рейтинг вузов с учетом человеческого капитала
Благотворительный фонд Владимира Потанина проводит исследование университетов на протяжении 12 лет. В 2014 году его методология изменилась вместе с условиями стипендиальной программы. Теперь при составлении рейтинга учитываются такие факторы, как активность участия магистрантов и преподавателей в программах фонда — стипендиальном и грантовом конкурсах, школе фонда и конкурсе социально значимых проектов.
Презентация очередного рейтинга прошла в пресс-центре ТАСС. По словам гендиректора благотворительного фонда Оксаны Орачевой, сейчас в стипендиальной программе участвуют 75 университетов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
«Рейтинг вузов Фонда показывает, насколько сильна в университете творческая среда, стимулирующая студентов и преподавателей к самостоятельному поиску новых решений»генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева
На мероприятии также присутствовал управляющий директор изданий The Chronicle of Philanthropy и The Chronicle of Higher Education Джо Ависон. Он уверен, что значение рейтингов не стоит переоценивать, но все же поддерживает идею развития российских оценочных шкал. «Система образования в России имеет глубокие корни, и я не думаю, что она сможет адаптироваться к западным рейтингам в одночасье, — объяснил эксперт. — В России много прекрасных престижных университетов с богатой историей, и они дают качественное образование. Ваши достижения в точных и естественных науках, прежде всего в инженерном деле, физике и IT, просто фантастические».
По мнению Ависона, российским вузам нужно больше рассказывать о своих достижениях в области науки и техники, налаживать коммуникацию с иностранными коллегами, чтобы повысить свою «видимость» на международном рынке. Он также отметил достижения университетов — участников «Проекта 5-100», которым удалось наладить коммуникацию с мировым сообществом. В рейтинге фонда Владимира Потанина представлено 20 из них, причем в десятке лучших можно найти сразу шесть участников «5-100».
Топ-10 рейтинга вузов благотворительного фонда Владимира Потанина в 2015-2016 году:
- НИУ ВШЭ,
- Петрозаводский государственный университет,
- Уральский федеральный университет,
- Санкт-Петербургский государственный университет,
- Кемеровский государственный университет,
- Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского,
- Сибирский федеральный университет,
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет,
- МГИМО.
Как получить стипендию Потанина
Стипендиальная программа фонда адресована студентам магистратуры и преподавателям и включает в себя участие в нескольких соревнованиях, рассчитанных на разную аудиторию. Победители конкурса могут рассчитывать на ежемесячную стипендию в размере 15 тысяч рублей вплоть до окончания обучения в магистратуре, а преподаватели, выигравшие грант, получают до 500 тысяч рублей.
Победители конкурса социально значимых проектов, который проводит школа фонда, обеспечиваются финансовой поддержкой для реализации представленных инициатив. Также они могут в рамках индивидуального курса изучить волонтерство, работу пресс-центра или организацию мероприятий.
направление «Дипломатия и дипломатическая служба»
«С детства я хотел стать студентом МГИМО. В школе я учился хорошо, без троек, но медали у меня не было. В 11 классе я выиграл Всероссийскую олимпиаду по истории и поступил на бакалавриат по направлению «Международные отношения» без экзаменов. После его окончания принял решение учиться дальше в магистратуре. Сейчас я пишу диссертацию на тему «Внешнеполитическая стратегия России в странах Балканского полуострова». Вообще же мой первый иностранный язык в вузе — сербский, поэтому я профессионально занимаюсь исследованием этого региона. В будущем мне бы хотелось работать в Министерстве иностранных дел.
Я узнал о конкурсе фонда Потанина, когда поступил на 1 курс магистратуры. На самом деле, я и раньше слышал об этом соревновании от знакомых, но тогда участвовать в нем могли лишь студенты бакалавриата. Узнав о том, что фокус внимания программы сместился, я решил принять в ней участие.
Стипендиатом фонда Потанина я стал в 2016 году. Конкурс на соискание стипендии проходил в несколько этапов. Сначала состоялся заочный тур, для участия в котором нужно было выслать мотивационное письмо, рекомендацию научного руководителя, копию диплома и эссе с выдержками из дипломных работ (моя бакалаврская работа была посвящена эволюции внешней политики Югославии с 90-х гг. XX века до нашего времени).
На очном состязании от тебя требуют спонтанности и быстрых решений
Те, кто успешно прошли первый тур, принимали участие в очном этапе конкурса на базе МГИМО: он проходил в формате деловой игры. На второй тур в университет приехало много студентов со всей России — из Москвы, Сибири, Хабаровска, Екатеринбурга и других городов. Признаюсь, было волнительно, во многом из-за того, что подготовиться было нереально. Дело в том, что каждый раз организаторы дают новые, абсолютно неожиданные задания. Я искал в интернете примеры вопросов, какие-то, может быть, подсказки и советы, но это было бессмысленно. На очном состязании от тебя требуют спонтанности и быстрых решений: проверяют твои лидерские качества, выявляют социальную активность, мобильность. В конце конкурса ребята пытались понять, по каким критериям их оценивало жюри. Всем казалось, что все прошли и все — на одном уровне. Но потом, когда через месяц объявили победителей, выяснилось, что это не так. Результаты были удивительными для многих, и для меня тоже: я не рассчитывал на победу.
После стипендиального конкурса организаторы предложили подать заявку в школу фонда. Можно принять участие как в команде, придумав социально значимый проект, так и в индивидуальном порядке. Во время очного тура в МГИМО я познакомился с несколькими ребятами, и как-то за обедом мы решили собрать команду и разработать проект (кроме Дениса, проектом занимались Сергей Шершень, Максим Чурсин и Иван Мешков. — Прим. ред.). Это клуб, онлайн- и офлайн-площадка My-Mentor, в рамках которой смогут встречаться менторы и менти (mentor and mentee) — наставники и наставляемые. Потом мы отправили краткое описание в комиссию. Честно говоря, мы не знали, как воспримут нашу инициативу, поскольку институт менторства в России не очень развит. Однако в результате нашу заявку одобрили, и мы отправились в школу в июле.
тренер рассказывал, как и что должны делать начинающие бизнесмены: учил нас верстать бюджет проекта, готовить технические детали, искать сторонние инвестиции
Обучение в школе было достаточно интересным. У нас был тренер, который рассказывал, как и что должны делать начинающие бизнесмены: учил нас верстать бюджет проекта, готовить технические детали, искать сторонние инвестиции. Мы приехали в школу, имея смутное представление о том, что делать дальше. Но пообщавшись с наставниками и другими студентами, мы достигли существенного прогресса.
Думаю, что с октября-ноября мы начнем реализацию проекта. Сейчас у нас идет стадия анкетирования студентов и преподавателей, второй этап — подготовка финансирования, а третий — техническая часть, создание электронной платформы».
Обсуждение материала
Оставить комментарий