Трудности «образовательного чуда»
Несколько лет подряд Финляндия занимала ведущие позиции в рейтинге стран, составленном на основе исследований PISA, который позволяет оценить качество образования в школе. Эксперты самых разных организаций также не раз признавали, что финские школы — одни из лидеров в сфере образования. Среди основных причин того, почему детям в этой стране проще освоить основную школьную программу, обычно называют отсутствие высоких требований, общую «расслабленность» системы (к примеру, суммарная продолжительность перемен здесь — более часа в день), индивидуальный подход к ученикам (занятия стараются проводить в небольших группах, школьников не сравнивают между собой и всячески поощряют их самостоятельность), предоставление свободы учителям (они сами могут выбирать методику) и поддержку отстающих.
Тем не менее в Финляндии тоже есть проблемы, связанные с образованием. В последние 10 лет результаты учащихся здесь начали ухудшаться. По данным последнего рейтинга PISA, эта страна по-прежнему входит в топ-20, но уже занимает 12 место — между Эстонией и Канадой. В число лидеров теперь входят Китай, Сингапур, Гонконг, Корея и Япония; немного уступают им Лихтенштейн и Швейцария.
В своем докладе, основанном на этих результатах, профессор Университета Ювяскюля Йоуни Вялиярви сделал неутешительные выводы о состоянии финской системы образования. По его словам, все больше детей здесь заканчивают школу без необходимых грамматических навыков. «Им понятны слова и буквы, но читать обычную газету, понимать текст и основную идею — сложная задача для многих», — уверен исследователь.
С 2003 по 2012 год в Финляндии также в два раза увеличилось число детей, которые плохо справляются с заданиями по математике. «Если посмотреть на лучших и худших учеников одного возраста, мы увидим, что с точки зрения интеллектуальных способностей разница между ними может составлять от пяти до семи лет», — объясняет Вялиярви.
Его мнение разделяет блогер и предприниматель Дональд Кларк. В своей статье «Почему Финляндия больше не является примером для подражания в воспитании» он критикует зависимость системы образования страны от результатов исследований PISA. Кларк называет сообщество экспертов, считающих местные школы лучшими в мире, фан-клубом финской системы образования и призывает выйти за рамки тестов. В доказательство он приводит данные другого исследования ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), согласно которому финские дети занимают последние места в мире по уровню того, насколько счастливыми они чувствуют себя в школе. Кларк также отмечает, что количество самоубийств среди молодых граждан Финляндии остается достаточно высоким, и одной из причин считает ухудшение ее экономического положения. Его слова подтверждают в ОЭСР. «Финская экономическая и социальная модель проходит серьезные испытания», — говорится в одном из последних отчетов организации.
Той же точки зрения придерживается учитель с 30-летним стажем Маарит Корхонен, автор провокационной книги «Школа, проснись!». По ее мнению, сегодня финская школа не может заинтересовать детей образовательным процессом, поскольку тот не соответствует требованиям времени, а демократичный подход и натаскивание слабых неблагоприятно сказываются на способных учениках.
«То, что мы преподаем, устарело. В учебниках до сих пор те же главы, что и в мои школьные годы в 60-х. То же изложение, в том же порядке. Никто ничего не меняет. Если ты не можешь учиться, то существует несколько мест, где можно получить помощь. Но если ты одарен, то ты в одиночестве. И я не понимаю, как такое возможно» учитель Маарит Корхонен, автор книги «Школа, проснись!»
Исследователи считают, что все эти проблемы можно решить с помощью реформ. Так, ученый и бывший чиновник Министерства образования Финляндии Паси Сальберг говорит, что оно повторяет ошибку компании Nokia, которая когда-то была лидером в области производства мобильных телефонов, но не уделяла внимания инновациям и в результате потеряла позицию лидера.
Новый стандарт
В конце лета в Финляндии вступил в силу новый образовательный стандарт, в рамках которого решено уделять больше внимания междисциплинарным навыкам и учебным проектам на стыке разных предметов. Его создатели уверены, что детям будет интереснее работать в группах над широкими темами (или, как их называют здесь, феноменами), и это позволит превратить школы в образовательные сообщества. Междисциплинарные проекты, по мнению профессора Университета Хельсинки Кирси Терри, также поддержат развитие одаренных ребят (ведь их количество, по статистике, составляет порядка 10%).
Развитие компьютерной грамотности теперь воспринимается как важный элемент образовательного процесса, необходимый не только для выполнения домашних заданий, но и для работы в классе. Кроме того, на уроках финские школьники займутся изучением текстов во всех возможных форматах, что позволит поддержать у детей интерес к чтению. Главной же целью образовательной системы Финляндии «в новой редакции» станет развитие широких компетенций, в том числе так называемых soft skills — унифицированных навыков и личных качеств, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми.
Создатели нового стандарта хотят превратить школы в профессиональные сообщества и повысить уровень интереса к образованию, ведь эксперты отмечают, что дети занимаются без энтузиазма. Чтобы школьники лучше адаптировались к вызовам времени, внимание будут уделять формированию у них целостной картины мира. На практике это означает, что в школе по-прежнему будут изучать разные предметы (к слову, в Финляндии дисциплины по важности не делят, так что математика не может быть «главнее» музыки), но параллельно займутся научно-исследовательскими проектами, посвященными, к примеру, происхождению Земли, Большому взрыву, устройству Евросоюза или изменению климата.
Новые правила также дадут большую свободу муниципалитетам (а их в Финляндии насчитывается больше 300). Каждый из них сможет сам организовывать обучение, а правительство страны будет лишь давать общие установки: например, рекомендовать исследовать «феномены» не реже одного раза в год.
Составляя учебную программу, педагоги будут учитывать мнение детей: за счет этого власти хотят способствовать развитию осознанного отношения к получению знаний. «Преподаватели будут обсуждать с детьми, какие цели те перед собой ставят. Не все знают, зачем посещают уроки, и учителя постараются помочь им это понять. Доверительное общение повысит мотивацию», — рассказывает Аннели Раутиайнен, глава отдела начального и дошкольного образования Национального департамента образования Финляндии.
Теперь в процессе обучения финские дети смогут получить семь основных широких компетенций:
- способность критически размышлять и учиться;
- способность к межкультурной коммуникации;
- умение заботиться о себе и своей безопасности, планировать повседневную деятельность;
- мультиграмотность: совокупность умений, позволяющих критически оценивать и создавать текст в разных форматах (в письменном, в форме аудио и цифровом формате);
- информационно-коммуникативные компетенции;
- навыки трудовой деятельности и предпринимательства;
- способность к социальной эмпатии, умение поддерживать других людей и брать на себя ответственность.
Изменение образовательного стандарта окажет значительное влияние и на учителей: критики говорят, что теперь им придется спешно осваивать новые методики. В Национальном департаменте образования с этим согласны, но чиновники уверяют, что переквалификация будет постепенной. Так, планируется, что учителям помогут так называемые digital-тьюторы — тренеры по использованию высоких технологий.
«Новая учебная программа действительно бросает вызов преподавателям, — говорит Аннели Раутиайнен. — Ведь им придется менять свои педагогические методы, и это потребует времени. Учителя перестанут быть просто поставщиками информации, а ученики — пассивными слушателями. Мы хотим, чтобы школы стали сообществами, где все учатся друг у друга, в том числе взрослые — у детей».
Обсуждение материала
Оставить комментарий