В детском технопарке дети могут получить дополнительное образование и познакомиться с одним из десяти перспективных научно-технических направлений — от «Нейротехнологии и нейробиологии» до «Прикладной космонавтики», «Мехатроники» и «Маломерного инновационного судостроения». Каждая область знаний называется «квант». На занятиях дети развивают свое инженерное мышление и участвуют в проектной работе, конструируя роботов или прототипы автомобилей.
В данный момент «Кванториумы» действуют в Ханты-Мансийске, Набережных Челнах и Нефтеюганске. К концу этого года детских технопарков должно стать гораздо больше. Так, их собираются открыть в Алтайском крае, Томской и Московской областях. В перспективе — появление таких площадок во всех регионах России. Если это произойдет, вероятно, появится масса так называемых мейкеров — энтузиастов-изобретателей, которые также могут стать промышленными инженерами.
Это уникальный формат. Но, с другой стороны, с точки зрения распространенности и уровня вовлеченности детей в инженерное творчество можно провести корреляции между нашими технопарками и советскими дворцами пионеров, а также центрами юных техников. «Кванториумы» — в некоторой степени «дворцы пионеров 2.0», хотя тут есть существенные отличия. Надо понимать, что детские технопарки направлены, в первую очередь, на развитие soft skills (пер. с англ. «мягкие навыки» — социальные навыки, позволяющие быть успешными в любой сфере деятельности. — Прим. ред.). При этом ключевой компетенцией является овладение полезными навыками проектного управления, и в этом случае становится неважно, решит ли ребенок после выпуска пойти в инженеры или его, наоборот, заинтересует гуманитарная сфера. Полученные знания дети могут применять в собственной жизни, рассматривая ее как свой главный проект.
В результате обучения дети овладевают soft skills и начинают рассматривать свою жизнь как главный проект
Что касается hard skills (пер. с англ. «твердые навыки» — технические навыки, способность выполнять определенные задачи, в отличие от soft skills, их можно наглядно продемонстрировать. — Прим. ред.), они тоже важны, но по значимости оказываются на втором месте. По сути мы даем детям полезные soft skills в игровой форме, на базе инженерных проектов. При этом мы, безусловно, отчасти опираемся на ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач. — Прим. ред.) и полагаем, что освоение технических областей хорошо сказывается на развитии мышления и делает его более гибким.
Другое принципиальное отличие — в способе передачи знаний. Во дворцах пионеров детей обучали в буквальном смысле вручную. К примеру, когда с предприятия приходил мастер, он рассказывал, как точит детали, слушает, как работает станок, и на слух определяет их качество. В наших центрах не отрицают значимость ручного труда, но мы говорим о том, что сегодня человеку важно уметь работать с машинами. Сейчас чаще создаются модели, которые потом загружаются в память того или иного устройства, после чего в дело вступает станок ТПУ, который работает гораздо точнее любого профессионала. Поэтому мы прежде всего стремимся к тому, чтобы школьники овладевали инструментарием, который используется в ведущих высокотехнологичных отраслях.
Занятия в «Кванториуме» бесплатные. Мы хотим в хорошем смысле «заразить» детей технологиями и инженерным творчеством. И все же одна из конечных целей обучения в технопарке — участие в соревнованиях, и до него доходят лишь 10-15% учащихся. Часто они настолько вовлечены в инженерно-проектную деятельность, что она становится для них профориентационной. Чтобы найти таких детей, нужен специальный фильтр. С этой целью был разработан вводный трехмесячный курс, в рамках которого дают основы инженерной культуры.
Нам, конечно, хотелось бы, чтобы 50% поступивших пошли учиться дальше и хотя бы попробовали себя в инженерной деятельности, однако загадывать сложно. Кроме того, каждый регион подходит к этому вопросу по-своему — были прецеденты, когда отбирали не только активных детей, но и тех, кто уже показал определенные результаты, — победителей олимпиад, участников профильных мероприятий.
Также региональные технопарки работают с социально незащищенными детьми. Ведь далеко не все школьники могут позволить себе в свободное время заниматься робототехникой или писать программы. Техническое творчество — это дорогое хобби.
Каждый по-своему одарен, главное — нащупать талант и раскрыть его. Важно найти подход к детям, создать соответствующую среду. Ни наставник, ни тьютор не должны быть «рулевыми» в образовательном процессе: ребенку надо думать самостоятельно.
Каждый по-своему одарен, Главное — нащупать талант и раскрыть его
Классическое проектное управление подразумевает проверку состояния команды. Сейчас мы набираем педагогов и обучаем их. Им преподают не только конфликтологию, но и основы психолого-педагогического подхода к обучению.
Мы знаем, что чем меньше возрастной разрыв между учащимися и педагогом, тем лучше у них получается общаться. Но в то же время существуют исследования, согласно которым бабушки и дедушки — главный авторитет для детей. Это тоже не стоит игнорировать. Поэтому на вопрос о возрасте нельзя ответить однозначно, и я не считаю его критически важным. Мы больше ориентируемся на компетенции и на то, может ли и хочет ли человек преподавать навыки проектной деятельности.
Сейчас подавляющее большинство молодых людей увлечено компьютерными играми и социальными сетями, происходит интеллектуализация окружающего пространства, так что без гаджетов жить практически невозможно. А потому полезно понимать, как работают технологии. В преподавании мы ориентируемся на формирование у детей алгоритмического мышления, которое позволяет освоить языки программирования.
Вместе с тем я как родитель понимаю страхи по поводу технологий. Я и сама не всегда бываю довольна тем, сколько времени мой ребенок проводит у монитора. И все же я думаю, что современные устройства вполне безопасны.
инженерия или математика — одни из самых творческих областей, какие только можно себе представить
Да, я думаю, что инженерия или математика — одни из самых творческих занятий, какие только можно себе представить. Вопрос в том, что это необходимо ощущать как творчество. В случае, когда тебя заставляют бездумно заучивать теорию, ту же теорему Виета или неравенство Коши — Буняковского, ты просто не успеваешь осознать, что это можно использовать по-другому — чтобы создать нечто принципиально новое, будь то инновационный ракетный двигатель или симбиотический организм, который можно отправить на Марс с целью генерировать атмосферу. Я не представляю себе ничего более креативного.
Пока еще рано об этом думать. Сейчас среднее общее образование, скорее, позволяет освоить культуру в широком смысле этого слова. А у «Кванториума» свой идеологический подход к образованию: не просто передать детям культуру, а научить их ее менять. Иначе говоря, здесь преподают культуру изменения культуры.
Мы стараемся не просто передать детям культуру, а научить их ее менять
Нет, уже люди настоящего. И дети, которые сейчас увлечены инженерным творчеством, будут создавать инфраструктуру будущего.
Да, конечно стоит, ведь это долгоиграющий проект. Мы очень рады, что правительство его поддержало. В этом году впервые за всю историю дополнительного образования на его развитие была выделена такая крупная сумма из государственного бюджета. Сейчас проходит конкурсный отбор субъектов федерации, где появятся «Кванториумы». 16 августа определят первых победителей. До конца 2016 года мы планируем открыть не меньше 12-14 технопарков, а в 2017 ожидаем еще одной субсидии из федерального бюджета.
Обсуждение материала
Оставить комментарий