бакалавриат по направлению «Филология»
«Концепция аутентичности в творчества Боба Дилана»
«Я точно знала, что хочу исследовать музыку, но было непросто понять, за что именно можно взяться. В программе университета не было отдельного курса, посвященного анализу музыкальных произведений. Но мне повезло — я нашла спецкурс под названием «Рок-поэзия». Там мы слушали музыку, обсуждали не только исполнителей, но и их репрезентативность, манеру донесения месседжа, а также авторские ипостаси по Бахтину.
Когда пришло время выбирать тему диплома, я осознала, что все еще не понимала, что нового могу привнести в эту сферу. Решила отталкиваться от своих вкусов и предложила научному руководителю рассмотреть творчество ZAZ, а заодно и феномен французского джаза в целом. Мы подумали и поняли, что с моей загруженностью на работе я вряд ли смогла бы до конца года подготовить хорошую, конструктивную работу. Тогда мы надумали взять что-то попроще — ну хотя бы на английском. И тут вспомнили про Боба Дилана и вечный вопрос его неповторимой аутентичности. Это оказалось то, что нужно.
По ходу работы над дипломом меня очень увлекла тема. Оказалось, что термин «аутентичность» в том смысле, к которому я собиралась апеллировать, не существовал в русской науке. Так что я в какой-то мере являюсь первооткрывателем, а это приятно, знаете ли. Самым сложным в проведении исследования для меня стала работа с источниками. Кроме, пожалуй, разбора Бахтина, концепцию которого я развила и дополнила. Это даже было прекрасно — родной и любимый русский язык! А вот все остальные материалы были на английском и в электронном виде. Поэтому их чтение шло крайне мучительно и весьма долго.
Несмотря на то, что моя тема вызвала неоднозначную реакцию в нешироких научных кругах нашей кафедры, защита прошла очень хорошо
Признаться, моя тема вызвала неоднозначную реакцию в нешироких научных кругах нашей кафедры. Профессоры, неравнодушные к исполнительскому искусству, были рады, что кто-то взялся за рассмотрение этой темы. Другие смотрели на меня с непониманием, когда на предзащите я рассказала, над чем работаю. Но в целом исследование приняли с интересом. По крайней мере, хочется в это верить. Что касается защиты, то она прошла хорошо, даже приятно. Я была рада, наконец, рассказать о работе, на которую я потратила столько времени и сил. Члены кафедры задали мне несколько некаверзных вопросов, и я легко ответила на них, так как много готовилась.
Я думаю насчет продолжения обучения в будущем, но вряд ли оно продолжится в сфере филологии. А там будут новый мир и новые интересные темы».
Выдержки из работы
- Аутентичность маркирует и разграничивает периоды творчества Боба Дилана. Это понятие определяет его ранний период творчества, последующие же периоды характеризуются постепенным отказом от нее, вплоть до полного отрицания.
- Аутентичность работает для определенных социальных групп. Для Боба Дилана это, во-первых, фолк-сообщество, во-вторых, социально и политически активные граждане США.
- Аутентичность конструируется механически. Другими словами, существует ряд определенных приемов, которые позволяют создать эффект аутентичности. Если говорить о Бобе Дилане, то это использование в качестве аккомпанемента акустической гитары и/или губной гармошки, нарочито разговорный стиль текстов, минимальная дистанция между адресатом и адресантом, внешний вид а-ля парень с соседнего двора.
магистратура по направлению «Современный социальный анализ»
«Жизненные и DIY-практики представителей андеграундных музыкальных сообществ Санкт-Петербурга»
«Буквально на первом же собрании магистрантов в «Вышке» профессор Елена Леонидовна Омельченко сказала, что есть возможность изучать музыку. Мне стало очень интересно, потому что музыка — один из моих главных интересов в жизни. Я долго, наверное, около полугода, выбирал направление, с которого можно подойти к нему. Тема DIY-культуры у меня возникла где-то в феврале, после того как я прочитал книгу Ольги Акстютиной (имеется в виду книга «„Если я не могу танцевать, это не моя революция!“ DIY панк/хардкор сцена в России» — Прим. ред.). До этого я просто хотел изучать панк-музыку, варианты тем были разные. Так, я пытался составить социально-психологический портрет типичного панка, думал даже изучать готов. Но когда я узнал о феномене DIY и о том, что он существует в рамках музыкальной культуры, я понял, что мне будет интересно исследовать это движение.
В рамках обучения у нас был курс по молодежным субкультурам, однако мы не раскрывали эту тему с точки зрения музыки. Написание диплома стало моей личной инициативой. Мои одногруппники писали дипломы по совсем другим темам — о телесности, сексуальности, гендерных проблемах и так далее. Пожалуй, подготовка выпускной работы стала одним из самых привлекательных моментов моего обучения в вузе. Это давало мне вдохновение и положительные эмоции.
Для своей работы я взял более десятка интервью у представителей андеграунда, имена практически всех респондентов были изменены. В начале второго года обучения мне дали контакты одного очень хорошего человека по имени Илья, который с энтузиазмом относится к людям, изучающим DIY-культуру. Будучи многолетним участником этого движения, он предоставил мне доступ к музыкальным сообществам Петербурга. Я общался с их участниками на тематических мероприятиях, потом знакомился с кем-то еще, но первоначальный вход в достаточно закрытую тусовку мне обеспечил именно он.
Для своей работы я взял более десятка интервью у представителей DIY-культуры, а также посещал концерты андеграундных групп
Кроме того, для своей дипломной работы я посещал концерты андеграудных исполнителей. Я узнал, что в Петербурге существует несколько локаций, где они регулярно проходят. Там, кстати, оказалось все не так, как я ожидал — без, если можно так сказать, «тусева» и ярких персонажей с ирокезами. Выяснилось также, что мероприятия организуют ответственные люди, для которых движение много значит.
Хотелось бы также отметить, что понятие панк — достаточно общее, и, на самом деле, это собирательное название для целой группы стилей — хардкора, нойза, грайндкора и многих других. Объединяющим принципом для них является понятие DIY-культуры, а музыка для представителей этого направления является способом трансляции их идей. К наиболее популярным группам, ассоциирующимся с этим явленим, можно отнести, к примеру, Distress, Camphora Monobromata, «Анкылым», «Доктор Барменталь».
Наиболее сложной частью подготовки диплома для меня стало написание эмпирической части, потому что все те богатые нарративы, которыми со мной поделились респонденты, было поначалу трудно систематизировать и найти достаточно хорошую социологическую интерпретацию их словам.
На защите мою работу встретили неплохо, вопросы были в основном по теоретической части, потому что я подходил к музыкальным группам с разных углов, даже обращался к Коэну и другим работам по социологии 50-х гг., а также к Лакану, Жижеку, Андерсену и его концепции «воображаемого сообщества». Я написал целый лист с речью, но в результате «подсказка» мне не понадобилась. Защитился я, можно сказать, экспромтом. Моя бумага с заранее подготовленными словами лежала на столе, подбадривая меня.
Если я и пойду в аспирантуру, то только затем, чтобы дальше исследовать DIY-культуру. В этом году точно не планирую туда поступать, может, еще вернусь к образованию в следующем году, после того как немного отдохну».
Выдержки из работы
- Принцип DIY позволяет сообществам существовать полностью автономно от доминирующей культуры. Поэтому группы не зависят от рыночных условий. В связи с этим концерты музыкантов могут быть организованы где угодно, даже на заброшенном заводе. Главное — это энтузиазм и желание.
- Музыка — вторичный факт для объединения людей в этом сообществе. На первом месте — их этические принципы, схожесть мировоззрений.
магистратура по направлению «Маркетинг»
«Изучение факторов, влияющих на приобретение внутриигрового контента, на примере игры Dota 2»
«Я изначально, еще когда поступал, хотел писать работу об игровой индустрии, но не был уверен, о чем конкретно. Встретился с несколькими преподавателями, и в итоге родилась идея, что на кафедре стратегического маркетинга можно исследовать потребителя. Сначала я думал изучить механизмы функционирования YouTube-каналов, посвященных играм, еще была тема монетизации стриминговых игровых сервисов. Но в итоге я решил взять в качестве материала киберспортивные дисциплины и остановился на Dota 2. К слову, в рамках курсовой работы на первом курсе я уже изучил все игры, которые бы подходили под определённые критерии: киберспортивная составляющая, популярность игры и, наверное, самый важный для меня фактор — отсутствие в ее мире предметов, которые дают ощутимые внутриигровые преимущества. Сам я, кстати, увлекаюсь играми, но играю не очень часто, а в последнее время так и вовсе трачу на это лишь 3-4 часа в неделю.
Если посмотреть, то тема игр является популярной уже достаточно давно. Ранее писали о виртуальных экономиках и социально-психологических моделях поведения в больших игровых мирах (WoW, Lineage, серия игр о Нэнси Дрю), буквально недавно было проведено несколько исследований о монетизации в мобильных играх (к примеру, исследование маркетинговой платформы Swrve, вышедшее в феврале 2016 года — Прим. ред.).
Я писал о вещах, которые многие из преподавателей не знали, но большая часть моей работы была основана на существовавших научных теориях, статьях и работах
Преподаватели на мою тему реагировали абсолютно нормально. Писал я, конечно, о вещах, которые многие из них не знают, но большая часть моей работы была основана на существовавших научных теориях, статьях и работах. Да и вообще, мало что могло смутить профессоров, кроме причудливых названий. Научного руководителя я нашел легко, им стал кандидат экономических наук Александр Рожков. Он немного пересекался с игровыми исследованиями ранее (анализировал групповые объединения в Minecraft), поэтому позитивно воспринял мою тему.
Во время проведения своего исследования я много «путешествовал» по форумам и блогам, собирал мнения игроков и пытался составить единую картину. Сложнее всего мне было формулировать гипотезы. Ты читаешь кучу литературы по основам поведения потребителя, смотришь модели, как он ведет себя в интернет-среде, погружаешься в исследования, которые уже проводились по этой теме, но как дело доходит до именно твоего случая, начинаешь тонуть.
Мне также казалось важным посмотреть на это дело не только с точки зрения пользователя, но и того, какие ценности производитель старается транслировать с помощью предметов, на что полагается при их создании и о каких факторах думает. В Dota 2 ситуация такова, что Valve, разработчик игры, лишь вводит платный виртуальный контент в игру, но не создает его сама. Этим занимаются так называемые воркшоперы, попробовать свои силы в этом деле может любой игрок. Поэтому я взял несколько небольших интервью у этих людей. В разговоре с ними я понял, что если дело не касается специальных заказов, то момент выбора предмета, назначения ему цены и определения срока, в течение которого он будет введен, — дело очень туманное и далеко не прозрачное даже для самих воркшоперов.
Защита, к моему удивлению, прошла быстро и безболезненно, мне казалось, что будет намного хуже. Сложности возникли в основном из-за того, что часть тех, кто присутствовал на защите, не были ознакомлены с моей темой вообще, и у них возникало много вопросов. Дальше мне пока исследовать точно ничего не хочется, может, через несколько лет пойду в аспирантуру. Точно знаю, что хотелось бы работать с потребителями и стараться понять, что ими движет при выборе той или иной опции, но, скорее всего, уже в рамках другой отрасли».
Выдержки из работы
- Потребитель часто сам не может объяснить, зачем он что-то делает.
- Денежные факторы могут не быть доминирующими при выборе предметов, но при решении о покупке точно станут самыми главными.
- Не стоит недооценивать фанатов, за своих кумиров они готовы болеть не только морально, но и финансово.
- Многие потребители преуменьшают значимость обратной связи с разработчиком, а иногда даже обычный отзыв помогает улучшить качество продукта.
бакалавриат по направлению «Филология»
«Дискурс франкоязычных и русскоязычных хип-хоп исполнителей: опыт сопоставительного лингво-стилистического анализа»
«Тему я выбрала достаточно быстро. Начиная с третьего курса я работала с текстами французского рэпера Maître Gims, поэтому мой диплом можно считать продолжением и расширением курсовой работы. Первоначально я планировала делать работу по тройному сопоставительному анализу (английский, русский, французский языки), но в итоге остановилась на корпусе текстов французских и российских рэперов. Анализ песен, к слову, всегда казался мне очень интересным, потому что корпус текстов в этой области огромен и представляет широкое поле для исследования. Что касается рэпа, то это одно из самых популярных направлений музыки, и поэтому он кажется мне неисчерпаемым и постоянно пополняющимся источником. К тому же мне нравилось слушать хип-хоп исполнителей, поэтому писать диплом мне было интересно.
Мой научный руководитель Елена Разлогова с энтузиазмом утвердила мою тему. Ранее на кафедре французского языкознания филологического факультета МГУ была защищена работа по анализу нестандартных высказываний в текстах французских рэп-исполнителей, поэтому мой диплом стал продолжением изысканий в этой области.
Для российских рэперов, в отличие от французских, бедность может быть источником вдохновения
Содержательно моя работа была построена на концепт-анализе текстов французских и российских рэп-исполнителей. Мы с научным руководителем выделили несколько концептов, встречающихся в обоих корпусах текстов, и исследовали их. В числе прочего я обнаружила интересное противопоставление в отношении к бедности у российских и французских рэп-исполнителей. И те, и другие в своих текстах много говорят о бедности, но для российских рэперов, в отличие от французских, она может быть источником вдохновения. Также мы обнаружили огромное количество имен собственных в обоих корпусах, в основном это были названия брендов и имена известных людей.
Признаюсь, что сложнее всего в работе над дипломом мне далась расшифровка текстов. Не всегда сразу удавалось понять, что имел в виду тот или иной исполнитель. Поэтому для исследования я пользовалась огромным количеством словарей и интернет-источников.
На защите работа вызвала положительную реакцию, преподаватели с интересом слушали, задавали вопросы. В целом все были довольны проведенной мною работой. При этом я хочу сказать, что моя работа часто ставила меня в неудобное положение, к примеру, на конференции мне пришлось употреблять русскую и французскую обсценную лексику, но, будучи исследователем, я не могла проигнорировать этот пласт культуры хип-хопа.
В будущем я бы хотела продолжить исследование текстов песен хип-хоп исполнителей, расширить свой корпус, провести тройной сопоставительный анализ. Надеюсь, что мне удастся это сделать в магистратуре».
Выдержки из работы
- В корпусах текстов франкоязычных и русскоязычных хип-хоп исполнителей можно выделить десять концептов — любовь, деньги, оружие, алкоголь и др.
- В ходе работы удалось выявить сходства и различия в том, как музыканты разных стран представляют концепты, а также проанализировать их.
бакалавриат по направлению «Журналистика»
«Конструирование образа „обычной женщины“ в сериале „Girls“»
«Я изучала политическую журналистику на факультете коммуникаций, медиа и дизайна, поэтому первые два курса писала работы на «серьезные» темы. Но проблема заключалась в том, что они скорее были интересны преподавателям, чем мне, что в итоге отразилось на достаточно средней итоговой оценке и моем периодически возникающем желании все бросить. Поэтому я решила писать выпускную работу по теме, основанной на моих увлечениях.
На нашем факультете было лишь два преподавателя, отвечавших за тему кино, сериалов, репрезентации женщин в медиа. Честно признаюсь, я выбрала своего научного руководителя по гендерному принципу: раз она женщина, то поймет, про что я пишу лучше. К слову, на предзащите мне посчастливилось получить полезные рекомендации от Ильи Владимировича Кукулина — он с ходу подсказал мне массу полезных книг и фактологической информации, по которой в итоге я и написала свою ВКР.
Вместе с руководителем мы очень долго придумывали правильную формулировку темы диплома. Легче всего было пойти через сравнение, например, «Секса в большом городе» и сериала «Девочки». Или, если брать в рассмотрение автобиографичность сериала (первые сезоны буквально списаны с жизни Лины Данэм, придумавшей этот проект), был вариант изучить это явление, отталкиваясь от этого. Взять хотя бы всеобщего любимца Ксавье Долана (режиссера нашумевшего автобиографического фильма «Я убил свою маму» — Прим. ред.). Но в итоге волевым решением я остановилась на теме образа молодой женщины, который создали сценаристы и продюсеры телешоу.
в России катастрофически не хватает научного подхода к изучению сериального рынка
Очевидно, что тема моего диплома, посвященная образам из сериала, вызывала массу вопросов у многих представителей факультета. Я, кстати, была не единственным человеком, кто писал про сферу медиа, а не журналистику в чистом виде. Были ребята, писавшие про фильмы, журналы, сериалы. Но если ты брал такую тему, то ты осознанно шел на риск. К сожалению, не многие преподаватели были рады подобным работам, о чем, кстати говоря, я узнала только на защите. В моей комиссии сидели очень уважаемые люди в сфере медиа и журналистики, однако никто из них так и не понял, для чего я написала свой диплом. Я связываю это с тем, что нам в России катастрофически не хватает научного подхода к изучению сериального рынка. Уверена, что чем больше будет научных статей, публичных обсуждений, возможно, факультета в институте, посвященного телешоу, тем сильнее поменяется отношение к этому в академической сфере.
В будущем я бы с удовольствием исследовала феномен автобиографичности сериала. Мне кажется, что написать сценарий шоу, взяв за основу собственную жизнь, а потом сыграть в нем главную роль и снимать в проекте своих друзей, образы которых легли в основу героев, — это, безусловно, качественно новый уровень в производстве контента. Зритель требует правдоподобности и получает ее в такой степени, которая, если честно, меня пугает. Сама Лина Данэм неоднократно заявляла, что порой теряет грань реальности и вымысла, поэтому в последних сезонах она пыталась как можно дальше развести жизни героини и свою собственную. К чему все это приведет в итоге? Уверена, что мы даже представить себе не можем, во что превратятся кино и сериалы в будущем.
Напоследок я бы хотела сказать, что при выборе темы для научной работы первое, от чего следует отталкиваться, — это ваш интерес. Не переживайте, кому-то действительно хочется изучать скачки на бирже или освещение темы ИГИЛа в китайской прессе за 2015 год. Но если лично вам не хочется про это писать, не пишите. Ваше решение не будет говорить о том, что вы глупы или ленивы. Это значит, что ваша сфера интересов другая — не хуже и не лучше, просто другая. Вот и исследуйте то, что не оставляет вас равнодушным. Жизнь одна и проходит она очень быстро, так зачем тратить ее на то, что не приносит вам удовольствия и не заставляет вас каждый день расти?»
Выдержки из работы
- Доминирующий образ женщины, который показывали в кинематографе вплоть до середины 20 века, — это женщина-вамп.
- «Нормальная женщина», или, вернее, прототип «нормальности», впервые появилась на экранах в картине «И Бог создал женщину» в 1956 году.
- Женщины находятся в центре внимания сериала «Girls».
- Образ женщины в сериале «Girls» уникален, потому что это не только представительница поколения миллениалов, но и так называемого класса прекариата (нестабильные люди, не имеющие постоянной занятости, этот феномен подробно описан в книге «Прекариат: новый опасный класс» Гая Стэндинга — Прим. ред.), которая приехала искать свое место в Нью-Йорке.
Обсуждение материала
Оставить комментарий