2 июня состоялся IV Международный форум ведущих российских университетов, организованный рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») при поддержке Фонда Олега Дерипаски «Вольное дело». На нем представили очередной рейтинг университетов России, первые места в котором, как и в прошлом году, заняли МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ и НИЯУ «МИФИ».
«Наиболее важный фактор, который учитывают абитуриенты при выборе вуза, — это позиция университета в рейтингах учебных заведений. 54% из 2500 опрошенных нами первокурсников РАНХиГС, МФТИ и МЭИ ориентировались на место вуза в рейтинге» Алексей Ходырев, представитель агентства RAEX
По словам представителя RAEX Алексея Ходырева, рейтинг этого агентства оказался в этом году крайне популярным среди молодых людей. К нему обращаются чаще, чем к рэнкингам, составленным «Интерфаксом» и зарубежными организациями — Times Higher Education и QS. Эксперт также отметил, что топ-20 университетов рейтинга RAEX — это своеобразная элита российского высшего образования, и существенных изменений в этом списке не происходило уже довольно давно. Исключением из правила стало вхождение в первую двадцатку Университета ИТМО, занимавшего в 2015 году 22 место.
«Наибольшего прогресса российские вузы достигли в наращивании научных публикаций и увеличении количества международных студентов», — заявил Ходырев. По данным RAEX, сегодня каждый десятый студент в России — иностранец. Эксперт агентства обозначил также и негативные факторы, которые создают угрозу для развития российской системы образования: дефицит финансирования и сокращение штата преподавателей.
В планах агентства — создание рейтинга кампусов российских вузов, который уже этой осенью обсудят ректоры ведущих университетов. По словам президента RAEX Дмитрия Гришанкова, он может стать весьма популярным, поскольку в последнее время многие университеты активно развивают свою инфраструктуру, и абитуриентам будет интересно об этом узнать.
Ректоры о рейтингах: за и против
Форум также стал дискуссионной площадкой для представителей топовых университетов и компаний. Они обсудили вопросы конкурентоспособности и увеличения глобальной роли российских университетов, назвав их главным фактором развития системы высшего образования. В рамках пленарной дискуссии выступили ректоры МГУ, МФТИ, НИУ «МЭИ», Воронежского государственного университета, НИТУ «МИСиС», Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и НИЯУ «МИФИ».
«Рейтинги стали предметом серьезной конкуренции не только в сфере образования и науки, но и среди государств» ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Cадовничий
«Мне кажется, что рейтинги стали предметом серьезной конкуренции не только в сфере образования и науки, но и среди государств, — заявил ректор МГУ Виктор Садовничий. — Они также стимулируют развитие науки. Ясно, что университеты, стараясь опередить других, овладевают новыми прорывными направлениями и становятся лидерами не только в сознании абитуриентов, но и в сознании общества. В таких университетах создается будущее страны».
По мнению ректора МФТИ Николая Кудрявцева, возможность состязаться идет университетам на пользу. «Вузы конкурируют друг с другом за позиции в рейтингах, но это хорошая борьба, — заявил он. — Каждый из нас испытывает драйв, словно спортсмен. В результате университеты перенимают лучшие практики друг у друга. Когда ты проигрываешь в военной борьбе, это плохо, но в борьбе спортивной все понимают, что если речь идет о высшей лиге, не зазорно занять и пятое, и десятое место. Рейтинги дают России шанс продвигать свое образование на международной арене».
По мнению Кудрявцева, наибольшего прогресса российские университеты сейчас способны достичь в предметных рейтингах. МФТИ в этом году уже вошел в группу 101-150 в предметном рэнкинге QS по направлению «Физика и астрономия», а в топ-100 можно найти восемь вузов России: в два раза больше, чем год назад.
Виктор Садовничий в ходе своего выступления также рассказал о национальном рейтинге университетов России: в прошлом году Российский союз ректоров и Минобразования представили его проект. Первая публикация может состояться в 2017 году; известно также, что основным претендентом на его создание выступает агентство Round University Ranking, хотя официально эту информацию его представители пока не подтверждают. Год назад ведомство проанализировало данные по их трудоустройству и средней заработной плате на основе статистики, предоставленной Пенсионным фондом. Тем не менее, по мнению экспертов, данных оказалось недостаточно.
«В существующих рейтингах вузов очень мало параметров. Мы никогда не войдем ни в пятерку, ни в десятку ведущих стран мира в международных рэнкингах» ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий
Ректор МГУ выступает за расширение списка критериев, по которым следует оценивать университеты. «В существующих рейтингах вузов очень мало параметров, а те, что есть, адаптированы к потребностям ведущих университетов, — заявил Садовничий. — Позицию вуза определяют такие факторы, как развитие научной деятельности (в том числе публикации в ведущих англоязычных журналах), мнение экспертов и соотношение преподавателей и студентов. Моя позиция не очень популярная, и пусть коллеги на нее не обижаются. Мне кажется, что по этим критериям мы никогда не войдем ни в пятерку, ни в десятку лидеров в области образования».
Виктор Садовничий также рассказал, какие факторы повлияют на позиции вузов в российском аналоге QS и THE. По его словам, среди них будут критерии, которые международные рэнкинги пока не учитывают. «Каково качество работы специалистов с дипломом того или иного вуза? Как они подготовлены к работе? Насколько ценятся на рынке труда? В московском офисе международной компании Boeing порядка 85-90% сотрудников — это выпускники трех ведущих российских университетов. Я знаю научные лаборатории за рубежом, где 90% ученых — специалисты из России», — заявил ректор МГУ. По его мнению, для объективной оценки российской системы высшего образования необходимо создать не только международный и национальный, но и региональный рейтинг.
Почетным гостем IV Международного форума ведущих российских университетов стал Вальдемар Сивински, вице-президент международной экспертной группы по ранжированию IREG. Он поздравил агентство RAEX с тем, что оно стало первой в России и четвертой в мире организацией (после QS, CHE и Perspektywy), которая получила право использовать знак отличия «Одобрено IREG». Сивински также рассказал о том, как правильно абитуриенты и сотрудники вузов должны использовать академические рейтинги.
Рекомендации IREG Observatory для абитуриентов
1. Рейтинг — лишь один из источников информации. Очевидно, что выбор образовательной организации зависит от множества факторов (финансовых, личных, социальных), а не только от позиции вуза в рэнкинге. Свой университет нужно выбирать исходя из профессиональных и личных задач, а также возможностей трудоустройства после выпуска.
2. Необходимо, по возможности, пользоваться информацией из нескольких рейтингов.
3. При выборе программ бакалавриата стоит обратить внимание на следующие вещи:
- институциональное ранжирование университетов;
- количество студентов в одной учебной группе;
- численность преподавателей;
- рейтинг самой программы;
- дополнительная информация, в зависимости от предпочтений и интересов студента, а также от перспектив трудоустройства.
4. При выборе магистратуры и программ профессионального образования не стоит ограничиваться общими рейтингами. Нужно принять во внимание такие факторы, как:
- международные и национальные рейтинги конкретных программ и вузов (к примеру, можно проанализировать данные о бизнес-школах и образовательных программах по экономике и финансам);
- трудоустройство выпускников;
- перспективы карьерного роста и потребности рынка труда.
5. Задумываясь о карьере в науке и продолжении образования в аспирантуре и докторантуре, также не нужно ограничиваться общими рейтингами. Рекомендуется обращать внимание на определенные детали:
- академическое ранжирование конкретных факультетов, дисциплин и (или) программ;
- показатели, характеризующие качество проведения научных исследований и реализацию конкретных программ;
- дополнительную информацию об условиях, которые могут помочь самореализации исследователей в академической сфере.
Обсуждение материала
Оставить комментарий