Я училась в школе с «сильной» биологией и химией, и вопросов при выборе вуза у меня не было. С детства я увлекалась животными, участвовала в биологических олимпиадах. Звучит, наверное, банально, но я очень любила их и хотела, чтобы моя профессия была связана именно с ними. Я себя больше никем не видела. Было решено (еще, наверное, в 9 классе) поступать в ветеринарную академию, и решения своего я уже не меняла: подала документы только туда. Оставалось определиться с факультетом. Помимо основного ветеринарного, в СПбГАВМ есть факультеты биоэкологии, ветеринарно-сани
Заманчивая перспектива освоить что-то новое, наверное. С рыбами я никогда не была знакома близко, а основные предметы этого факультета как раз связаны с ними. Кроме того, профессия «рыбовод/ихтиолог» — довольно редкая сейчас. Ее представители заниматься очень разными вещами. В этот спектр входит вся техника — как для аквариумов, так и для рыборазводных предприятий, — аквариумистика, осуществление процессов вылова и воспроизводства рыбы. Можно освоить также паразитологию и болезни рыб. Каждый год в мире открывают новые виды, а ихтиологи помогают в их описании и определении. Также это работа с кормами и, возможно, составление новых комбикормов для рыб на предприятиях.
я решила, что водным обитателям так же, как и всем остальным, нужны врачи, нужны специалисты, которые бы в них разбирались. И теперь при новом знакомстве я представляюсь так: «Меня зовут Настя, и я — рыбий доктор»
Тяжело, даже очень. Родители и близкие не ожидали от меня такого хода. Но я тогда решила для себя, что водным обитателям так же, как и всем остальным, нужны врачи, нужны специалисты, которые бы в них разбирались. И теперь при новом знакомстве я представляюсь так: «Меня зовут Настя, и я — рыбий доктор».
Если вы имеете в виду репетиторов, то у меня их не было. Биологию и русский язык нам очень хорошо давали в школе, задания по математике я решала сама и с друзьями. Так и готовилась. Листала варианты с ФИПИ, решала прошлогодние задания ЕГЭ. В результате я получила 77 баллов по биологии, 72 — по русскому языку и 40 — по математике (в сумме получается 189). К поступлению готовилась, скорее, морально, ведь мне предстояло сменить коллектив и поменять распорядок дня.
Да, и как раз это пугало и радовало одновременно. Для поступления во все медицинские и биологические вузы, если я не ошибаюсь, нужны были ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. И только СПбГАВМ вместо химии выбрал математику. Но меня это обрадовало: я знала математику не очень хорошо, но хуже нее мне давалась только химия.
На правильное оформление бланка ЕГЭ и на внимательное чтение вопросов. Всё остальное — это те знания, которые мы получаем в школе. Я считаю, что и без репетиторов можно прекрасно подготовиться. Репетиторы, скорее, нужны тем, кто по какой-то причине пропустил важные темы в школе. В такой подготовке, как у меня, есть свои плюсы: ты сам «впихиваешь» в себя знания, сам разбираешься и сам решаешь, когда и за какой предмет тебе взяться.
Впечатления от знакомств с одногруппниками, преподавателями и местными обитателями были положительными. Представьте: сидите вы в аудитории, дверь медленно открывается, и с невозмутимым видом на занятие заходит козел или кошка. Или ты выходишь во двор после пары, а там барашки травку щиплют. Среди животных, живущих в вузе, есть коровы, козы, барашки, несколько куриц с петухом, несколько аквариумов и лабораторные крысы. Все эти животные — как наглядные пособия для ветеринаров. Ребята также помогают в уходе за ними: у них есть система дежурств. А вот изучаемые предметы меня особенно не впечатлили сначала: почти все они, кроме латыни, были школьными.
Латынь — обязательный предмет во всех биологических и медицинских вузах. У нас, как и у всех, изучается анатомия рыб (есть масса анатомических терминов на латыни) и зоология (там вообще всё на латыни — классификации, названия видов). Кроме того, латынь — это, можно сказать, международный медико-биологический язык.
К сожалению, у нас с учебными макетами в принципе напряженка. Единственные занятия, где мы контактируем с рыбами — пары по ихтиологии. Там мы вскрываем их и смотрим внутренние органы. В основном, мы работаем с сельдевыми, осетровыми и миногами: стараемся вскрывать рыбу, которую можно найти в магазинах, поскольку она нам доступна. В остальном остается довольствоваться старыми плакатами и воображением. Ветеринарам в этом плане намного легче. У них есть живые животные, чучела, скелеты, препараты в формалине и множество плакатов. Для чучел отведена целая аудитория — большой кабинет, полностью набитый скелетами лошадей, собак, котов, анатомическими рисунками и макетами.
Плюсы обучения на моем факультете — это, в первую очередь, стабильное расписание и возможность договориться с учебной частью об изменениях в нем при условии, что такая возможность есть. Преподаватели относятся к нам немного иначе, чем к студентам основного факультета. Одни стараются нас не слишком нагружать, давая только самый основной материал, аргументируя это тем, что программа для ВБРиА еще сырая, и во многом материал для нас взят из программы ветеринаров. Другие, наоборот, относятся к нам требовательнее, говоря, что наш факультет маленький и, чем больше с него выйдет специалистов, тем лучше (правда, я не могу понять — плюс это или минус). Еще одним плюсом является наша библиотека, в которой есть много старых и нужных для рефератов и курсовых работ книг. Учебники у нас, напротив, все новые, так как сам факультет был основан сравнительно недавно. Это, наверное, самый главный плюс — учебной литературы у нас очень много.
Минусы, как я говорила выше — это то, что по некоторым предметам у нас нет собственной программы, и приходится что-то выдумывать. Эту ситуацию можно описать фразой одного нашего преподавателя: «Посмотрите на эту лошадь и представьте рыбу». Второй минус — борьба за аудитории. Так как мы в меньшинстве, нас обычно отправляют туда, где не занято ветеринарами.
Биологические основы рыбоводства — занятия, на которых нам рассказывают о том, как рыба из реки доходит до магазинов. Методы исследований — тоже интересный профильный предмет: он посвящен тому, как, чем и почему ловят ту или иную рыбу. Ихтиология, гидробиология, кормление рыб — очень интересные предметы, посвященные природе рыб и их среды обитания. Мы только начали изучать кормление рыб этой зимой, и пока нам рассказывают о том, как и чем нужно кормить разные виды. Но в перспективе — изучение составов кормов и способы их приготовления. Все эти дисциплины будут полезны в будущем: главное — понять их, а это не так просто.
Это очень сложный процесс: не зря ему отведен отдельный предмет. Если говорить вкратце, то рыб вылавливают, забирают икру, инкубируют ее, растят сначала личинок, а потом мальков, меняют питание, делают условия лучше, чтобы рыбки набирали в массе, и затем, спустя какое-то время (для разных видов — по-разному), рыбы попадают на прилавки магазинов.
Мне нравится физиология — предмет о процессах в организме рыб. Он нравится мне тем, что практически на каждом занятии мы проводим лабораторные работы. Считаем количество эритроцитов и лейкоцитов в крови, смотрим проницаемость мембраны, определяем скорость оседания эритроцитов. Это очень увлекательно, когда ты не только слушаешь о том, как это делается, но и можешь провести такой же опыт своими руками. Мне было интересно узнать, как делаются анализы крови на СОЭ (скорость оседания эритроцитов), например: оказывается, что это не так сложно, как я себе представляла. Этот предмет объясняет процессы довольно простыми словами и очень доходчиво: сразу понимаешь, что к чему.
Была, на 1 курсе. Но мы тогда убирали институт. Надеюсь, производственная практика этим летом будет более полезной. На практику мы устраиваемся сами: ищем предприятие, ветеринарную клинику или зоомагазин и договариваемся с ними. Иногородние могут пройти практику в родном городе. Так как я из Питера, практику пройду в Ленинградском зоопарке.
У нас работают разные преподаватели. Многие заканчивали нашу академию, почти все имеют учёную степень. С некоторыми очень приятно общаться, поэтому каждый раз ты с радостью идешь к ним на пару. Такие педагоги обычно ведут занятия увлекательно, и материал усваивается мгновенно. С другими лучше держаться официально: не опаздывать, лишних вопросов не задавать, на перерывах не отвлекать. Эти педагоги ведут предмет строго по плану, без лирических отступлений, а, если у вас возникли вопросы, то методичка вам в помощь. И всё же основная часть преподавателей заинтересована в том, чтобы мы получили хорошее образование. Они дают нам дополнительную литературу, советуют фильмы, водят на экскурсии и конференции, а иногда просто устраивают чаепития с приятными разговорами.
Хорошие ребята, веселые и компанейские. Многие из них в дальнейшем планируют работать по профессии. Некоторым удается совмещать работу с учёбой. Иногда мы встречаемся и вне стен академии, ездим за город, отдыхаем и общаемся. С ними весело.
Преподаватели говорят, что наша главная задача — поддержание и улучшение рыбоводческого промысла в России. Предприятия нуждаются в молодых специалистах, а специалисты нуждаются в опыте. Хотя лично мне более перспективным кажется направление аквариумистики. Много людей сейчас заводят дома аквариумы, существуют фирмы по продаже рыбок, по обеспечению ландшафта аквариума и его чистоты. На здоровье рыб влияет множество факторов, и только подготовленный человек обеспечит им комфортные условия существования. Пока мне, впрочем, все перспективы кажутся туманными, но надеюсь, что на старших курсах всё станет куда понятнее.
Консультирует людей по всем вопросам, связанным с аквариумными рыбами: какие виды с какими уживаются, какие растения им подходят в аквариуме, а какие — нет. Кроме того, он выбирает подходящий грунт, литраж аквариума, подбирает корм, оборудование. Такие специалисты работают в частных фирмах по обслуживанию декоративных аквариумов, например. Скажем, в офисе человек установил аквариум и нанимает специалиста, который стабильно в определенный промежуток времени приезжает и чистит аквариум, меняет воду, осматривает рыб на наличие заболеваний.
В таких фирмах работают и аквариумисты-дизайнеры. Эти люди подбирают и создают дизайн аквариума, опираясь на природное место обитания рыбок или на предпочтения заказчика. Помимо частных фирм, в аквариумистах нуждаются зоопарки и океанариумы. Но, честно говоря, я сама пока не знаю, кем хочу работать в будущем. Меня одинаково привлекает и профессия рыбовода, и профессия аквариумиста. Хотелось бы попробовать себя и в той, и в другой деятельности, а там видно будет, ведь всё еще может поменяться.
Обсуждение материала
Оставить комментарий