Насчет выбора факультета у меня никогда не возникало вопросов, так как после музыкального колледжа я иного пути себе не мыслила: только музыка, педагогика, исполнительство и народная культура. Поэтому я попала на факультет искусств и социокультурной деятельности, в группу «народная художественная культура».
С выбором университета дело обстояло немного иначе: это было дело случая. Впервые об РГСУ я узнала от одногруппницы в колледже, которая осваивала там не связанную с музыкальную специальность. А потом как-то весной я принимала участие в музыкальном конкурсе, где в жюри был студент, дававший перед началом конкурса мастер-класс по игре на моем инструменте. Я подошла к нему, мы разговорились, и он посоветовал поступать на факультет искусств в РГСУ. Мы до сих пор дружим, чему я очень рада.
Когда же я узнала, что моим преподавателем будет известнейший музыкант, который остается для меня идеалом исполнительского мастерства, моему счастью просто не было предела. Это Павел Лукоянов — гусляр, также известный как Gusliman. Как оказалось, среди преподавателей на нашем факультете довольно много известных педагогов, исполнителей, мастеров своего дела.
В начальных классах я училась в лицее славянских культур, где особое внимание уделялось русской народной культуре, славянскому языку, быту славян. Русские народные праздники отмечались там с размахом, ученики лицея принимали в них активное участие. Именно там я научилась ходить на ходулях, впервые прыгнула через костер, искупалась в росе, как это было принято делать в старину.
В музыкальной школе, куда я поступила на отделение вокала, до сих работает сильный гастролирующий оркестр народных инструментов, концерты которого я всегда с удовольствием посещала. Через пару лет после начала занятий мой преподаватель по вокалу ушла в декрет, и в связи с отсутствием других учащихся по этому виду вокала мне предложили выбрать инструмент. Я была очарована народным оркестром и, благодаря его дирижеру, который популяризирует народную культуру и инструменты, я выбрала домру, которую также изучала на музыкальных занятиях в лицее. Об этом выборе я нисколько не жалею до сих пор.
Коллежское образование хорошо разъясняет основы. Именно там у студентов рождается собственный неповторимый стиль исполнения, появляется изюминка
Тут сыграло свою роль сразу несколько факторов. Дело в том, что коллежское образование отличается фундаментальностью и подробностью, хорошо разъясняет основы. Именно там у студентов рождается собственный неповторимый стиль исполнения, появляется изюминка. Это лучший выбор для музыканта: разумеется, меня это не могло не заинтересовать. Кроме того, в московском областном колледже искусств города Химки училось несколько моих друзей по музыкальной школе. Я сложила все плюсы и минусы и поняла, что пойду именно туда — на островок культуры, затерянный среди зелени Химкинского леса.
Я очень рада, что он стал одной из ступеней моего образования. Специфика аудиторных занятий там была такова, что, по сути, это были сплошные семинары, обеспечивающие активность студентов на парах. Интересные предметы, большинство из которых крайне актуальны, разнообразная концертная деятельность, известные площадки, сильные коллективы, в которых мне довелось играть...
Не обошлось и без известных имен. Именно в нашем колледже работает чета Забавских — моя преподавательница по специальности, известнейшая домристка Елена Забавская и её муж, балалаечник-виртуоз Денис Забавский, чей коллектив известен даже за рубежом.
Это было очень волнительно. Университет с большим количеством факультетов, нескольких учебных площадок города, главный корпус напротив ВГИКа, собственный дом культуры — всё это вызывало некоторый трепет. Я приехала подавать документы чуть ли не в первый день приема, собрала увесистое портфолио. Меня поразила доброжелательности приемной комиссии, всё очень подробно объяснявшей и курировавшей чуть ли не в режиме онлайн весь процесс поступления. Помню, что все абитуриенты не поместились в аудиторию и стояли вдоль стен и в проходах. А ведь прием тогда шел всего лишь на два направления. В этом году у нас направлений подготовки целых пять. Дальше была запись на видео вступительных экзаменов, собеседование и долгий период ожидания, к счастью, закончившейся зачислением.
Так как я поступала после колледжа, мне не нужно было сдавать ЕГЭ: я поступала по внутренним экзаменам. Подавала документы я на два смежных направления, поэтому из экзаменов мне надо было сдавать специальность (три разнохарактерных произведения), сольфеджио, русский язык в форме изложения, литературу в форме сочинения и обществознанию в форме теста.
Если абитуриент поступает после 11 класса, ему остается сдать только музыкальные дисциплины, на которые и стоит обратить самое пристальное внимание, ведь именно на них всё и решается. Владение музыкальными дисциплинами — визитная карточка абитуриента, это его профиль, по ним о нем судят как о музыканте-исполнителе. Если же абитуриент закончил колледж, то кроме музыкальных предметов придется вспомнить литературные произведения, которые изучают в 10-11 классах. Темы сочинений по литературе довольно узкие.
Первая неделя сентября у нас была не учебной: она ушла на знакомство с университетскими структурами, начиная от администрации и заканчивая волонтерским центром и профсоюзом. Это было интересно, на этот период пришлась масса новых встреч. Со второй недели сентября начались пары. Для начала пришлось привыкнуть к чередованию четной и нечетной недель, так как расписание на них было разным. К счастью, на официальном сайте всегда указано, какая неделя идет. Но всё равно на первых порах было очень непривычно. На парах в РГСУ было не до сна — подаваемый в удобной форме материал хотелось впитывать, как губка впитывает воду.
Факультет искусств занимает отдельный корпус, соседнее с ним здание — дом культуры, дальше — поликлиника РГСУ и другой корпус, столовая. Всё находится в 10 минутах ходьбы от метро. Это очень удобно.
С началом занятий меня поразило разнообразие педагогического состава факультета. Харизматичные, уверенные в себе, умнейшие люди со званиями, учёными степенями, с публикациями и высоким индексом цитирования, со студентами, которые пишут научные статьи. Удивил широкий охват тем таких работ. Это очень мотивирует.
Основными предметами были специальность, сольфеджио и история музыкальной культуры, так как музыкант-специалист без этих знаний — как дом без фундамента. Это самые важные предметы, впоследствии разделившиеся на несколько направлений и дисциплин. Кроме того, позже к ним прибавились предметы, касающиеся профиля напрямую и изучающие народную художественную культуру, этнохудожественное образование и руководство этнокультурными центрами.
Русская народная музыка отличается преимущественно минорным строем и натуральным видом минора — она грустная
К ним относятся и аранжировка с гармонией, так как часть тем в их рамках рассматривает строение и написание народной музыки, и хор, на котором мы разучиваем и исполняем подобные произведения, и «теория и история народной художественной культуры и этнохудожественного образования». Это интереснейший предмет, который изучает истоки народного творчества, рассматривает и анализирует источники. Так мы получаем представление о ранней народной культуре, ее пользе для отдельного человека в частности и государства в целом. Этакая смесь народной философии и художественной практики.
Народная музыка чаще всего не имеет авторства: мы можем лишь примерно определить область ее возникновения по характерным особенностям. Их можно услышать как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Это вид лада, гармония, строение произведения. Кроме того, народная музыка исполнялась на народных инструментах, поэтому написать народную песню, допустим, для арфы или фагота, практически невозможно. Ее лучше писать для домры, гусель, балалайки, баяна. Разумеется, современные композиторы могут писать музыку для чего угодно, называя ее народной, но исторически сложившийся пласт музыки создан именно для народных инструментов. При этом в каждой стране есть свои народные инструменты и своя, созданная народом этой страны именно для этих инструментов, музыка.
Это сложно объяснить логически: видимо, это родовая память. При слушании или исполнении народной музыки что-то внутри откликается, просыпается и в полной мере разворачивается. Домра мне нравится тем, что это очень многообразный инструмент, в меру лиричный, в меру подходящий и для виртуозных произведений. Универсальный инструмент, на котором исполняются концерты Баха и Вивальди, обработки народных песен и даже современные произведения.
В РГСУ я, надо сказать, поступила уже с другим, не менее чудесным народным инструментом, с которым познакомилась на факультативных занятиях в колледже. Это яркие и звонкие звончатые гусли. Также истинно русский инструмент, появившийся на Руси в XI-XII веках и звучащий чарующе, просто волшебно.
На факультете работает сплоченная команда: молодые сотрудники отлично дополняют более консервативное старшее поколение. Преподаватели никогда не оставят без внимания просьбы и работы учащихся. Ситуации, когда они стоят в коридоре и обсуждают свеженаписанную студентом статью, а рядом жадно ловят каждое слово еще пяток студентов, случаются нередко, и это радует, так как на факультете уже давно успешно действуют научные кружки и научный центр.
У нас довольно интересный курс, дружный и разнообразный. Кто-то уже работает в известных театрах, музыкальных школах или в правительстве, кто-то гастролирует сольно или в составе групп, кто-то упорно учится, а кто-то остается в альма-матер до поздней ночи из-за внеучебной деятельности: КВН, волонтерства, массовых и спортивных мероприятий.
У нас студенты обучаются по четырем направлениям, и в этом году открывается набор на пятое, так что сфера деятельности выпускников довольно обширна. На специальности «Педагогическое образование» готовят музыкантов-исполнителей и педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и профессионального образования культуры и искусства. Выпускники специальности «Народная художественная культура» могут быть руководителями этнокультурных центров, центров фольклора, музеев. Выпускники направления «Дизайн» работают в рекламных агентствах, дизайн-студиях, дизайнерских отделах различных компаний, в редакциях, типографиях и дизайнерских бюро. Сфера деятельности выпускников-культурологов весьма обширна: арт-бизнес, галерейное дело, музеи, издательства, туризм, работа в культурных учреждениях, органах управления и аналитических центрах.
Сложно сказать: мне хочется очень многого. Сейчас я работаю экскурсоводом в музее народных музыкальных инструментов, мне нравится эта сфера. Конечно, хотелось бы играть в фолк-группе. Также я рассчитываю заявить о себе как о гуслярше-солистке, сейчас готовлю вокальную программу под гусли. Ну и, наконец, есть интерес к научной деятельности: сейчас я собираю материал, провожу экспериментальные замеры и предварительную работу для нее. Может быть, «родится» что-то прикладное и в этой области. Мне ведь хочется быть полезной и оставить какую-то действительно работающую программу или методику.
Мне кажется, сейчас происходит возрождение народной музыки после периода упадка. Конечно, она пока не является самым популярным жанром, но ее позиции укрепляются. Появляется всё больше музыкантов-народников — как вокалистов, так и инструменталистов, народных хоровых и инструментальных коллективов. Люди пишут научные работы, ведут археологические поиски и реконструкторские изыскания в этой области.
Нет, вряд ли. Народная музыка уже настолько популярной не станет. Максимум, публике станет интересна ее стилизация в современной обработке, в рамках которой от народной музыки практически ничего не остается. Но даже так тягаться с ведущими стилями она не сможет. Сейчас изменился темп жизни, вкусы и мышление людей, изменилось общество, а народная музыка исторически не предназначена для такого.
Приведу довольно примитивный, но наглядный пример. Русская песня хорошо показана в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин змей». Когда Алеша запевает «нашу, богатырскую», звучит протяжная заунывная мелодия. Конечно, там она показана утрировано, но, тем не менее, главная черта русской народной музыки выделена ясно. Русская народная музыка отличается преимущественно минорным строем и натуральным видом минора — она грустная. Конечно, не без исключений, но в основном так.
Под пение длинными тёмными вечерами пряли и занимались другой однообразной работой, песней начинали любое значимое дело — она сопровождала человека ежедневно, на протяжении всей его жизни. Недаром нам сейчас известно огромное количество специальных песен, предназначенных для разного времени года и разных видов сельского хозяйства. Есть песни, с которыми начинали пахать, сеять, собирать урожай. Пение сопровождало любое дело, оно необходимо было для обращения к природе и помогало в хозяйстве.
Обсуждение материала
Оставить комментарий