ВШЭ
На нашем факультете вариантов летней практики всегда было много, начиная с работы в библиотеке и заканчивая фольклорными экспедициями в глубинку или раскопками в Новгороде. После первого курса я выбрала библиографическую практику, мы составляли аннотированные справочники по разным советским газетам за несколько лет, я, например, занималась газетой «Юность». После второго курса я проходила практику на интернет-портале «Теплица социальных технологий». Эта платформа посвящена публикации информации о различных российских социальных проектах. В мои обязанности входил перевод статей и их размещение на английской версии сайта.
После третьего курса я работала в книжном фонде Литературного музея. Можно сказать, что у меня было, скорее, ознакомление с работой, нежели трудовые будни: я составляла библиографические описания книг и разбирала рукописные авторские посвящения. Я посмотрела на работу музея изнутри, увидела некоторые редкие книги или экземпляры с автографами знаменитых писателей, вместе с заведующим книжного фонда посетила собрание, где обсуждались рабочие моменты музея, выставки, новые экспонаты.
ВШЭ
Практика на первом курсе не предусмотрена, поэтому на практику мой университет меня не направлял. Летом на первом курсе я работал по собственной инициативе. ВШЭ не имела отношения к этой работе: я занимался ей сам, она не связана с профилем моего обучения и это не тот вид практики, на который ВШЭ направляет студентов. Я был самозанятым дизайнером-верстальщиком полиграфической продукции. Баннеры, листовки, флаеры, афиши, газеты, журналы, агитационные кубы для политических и общественных организаций — для всего этого я придумывал дизайн, согласовывал с заказчиками, делал так называемую предпечатную подготовку макетов и отправлял в типографию. Я давно занимался версткой и дизайном — освоил Adobe InDesign и Illustrator самостоятельно, «методом тыка». Осваивал их прямо по ходу выполнения некоторых заказов — именно поэтому за первые работы до сих пор немного стыдно.
Все началось с того, что как-то раз моим друзьям понадобились афиши для вечеринки, я попробовал их сделать, ребятам понравилось — и пошло-поехало. Все остальные заказы я получал по знакомству, помогло сарафанное радио. Раскручивался таким образом я долго, но это занятие всегда было для меня подработкой, которой я занимался в свободное время, поэтому нерегулярность заказов меня устраивала.
Сейчас задумываюсь о том, чтобы предложить свое портфолио какому-нибудь дизайнерскому бюро или рекламному агентству и получить более или менее постоянную работу. Оплата зависит от самого заказа и времени, за которое вы готовы его выполнить. На наиболее сложные макеты, требовавшие разработки дизайна с нуля, уходило до недели работы в каникулы, вознаграждение составляло 15-20 тысяч рублей. За визитки или флаеры, занимающие час-полтора работы, можно получить 500-1000 рублей. Сказать определенно, сколько можно заработать в месяц, я не могу — из-за нерегулярности поступления заказов — бывает то пусто, то густо. Максимальная сумма, которую я зарабатывал в месяц — 30 тысяч, но бывало, когда не зарабатывал ничего. Если говорить о возможной практике для студентов факультета философии, то они могут заниматься корректурой, редактурой текстов, копирайтингом, работой в НКО, культурных и образовательных фондах, например. Моя подруга Элла Россман, студентка отделения культурологии ВШЭ, работала прошлым летом в выставочном центре «Гараж» в качестве экскурсовода, сейчас пишет статьи в Theory&Practice.
ВШЭ
Некоторые студенты работают преподавателями, ребята с моего потока, например, преподают русский язык как иностранный для студентов из других стран, которые приехали учиться, например, в Вышку. Кто-то работает репетитором по другим языкам, вроде того же немецкого и французского. Что касается каких-то прикладных, компьютерных лингвистов, то они чаще всего идут на стажировки в компании типа «Яндекса», «ABBY», занимаются машинной обработкой текста, пишут программы. Кто-то становится копирайтером, кто-то занимается наукой, что является для теоритической лингвистики единственным выходом. Но в крупные компании наших студентов принимают легко.
ВШЭ
У нас есть два выхода для историков: можно пойти в архив, потому что там всегда нужен человек для перебирания карточек и занесения всего в базу данных. В московские архивы, если у тебя есть рекомендация от архивиста, а на истфаке их много, можно легко попасть. Также можно выбрать между видом архива, это значит, что ты будешь обеспечен на все лето работой не самой интересной и с не самым приятным коллективом, но гарантированной. И второй выход — это музеи, которым тоже нужны студенты, и не только в гардероб и залы, но еще и в хранилища, где много довольно тяжелой работы по оцифровке, которую могут доверить после соответствующего обучения или просто по внесения данных. Им нужны люди, владеющие компьютерными навыками: средний возраст кадров в музее и архивах довольно высок, поэтому молодой специалист, особенно не на полную ставку, будет востребован. Плюс у них есть есть уверенность, что он не станет конкурентом.
Но не все музеи берут студентов. Знаю, что музей ГУЛАГа пускает студентов на практике даже водить экскурсии, и некоторые наши ребята там серьезно работали. Немного скучнее в музее истории Москвы, но там тоже постоянно ищут таланты.
РГГУ
Поскольку я занимался театром, немного подрабатывал летом на этом поприще: устраивался ведущим, снимался в сериалах. Ближе к последним курсам мне стали поступать предложения из музеев, и сейчас, помимо того, что я преподаю в школе, работаю в корпоративном музее шоколада на Бабаевском концерне — провожу там экскурсии. Я начал у них работать с первого курса аспирантуры, а звать они меня начали примерно с 4 курса специалитета, поскольку я у них проходил одну из практик и оставил хорошее впечатление. Кроме того, во время обучения нам неоднократно предлагали вакансии преподаватели. На третьем курсе меня хотели устроить в выставочный отдел нашего университета, чтобы получить небольшой стаж.
Обсуждение материала
Оставить комментарий