руководитель Лаборатории интеллектуальных
робототехнических систем (ЛИРС),
доктор технических наук
У меня довольно богатый опыт образования и работы в разных местах. До этого я успел поработать в Израиле, Японии (Университет Цукуба), в американском Институте робототехники университета Карнеги — Меллон и в университете Бристоля (Великобритания). В прошлом году получил предложение от Университета Иннополис, от которого не смог отказаться.
Не буду скрывать, зарплаты и социальные условия профессоров в Университете Иннополис очень достойные, на уровне американских университетов. Но самое главным для меня была возможность открыть свою лабораторию в университете мирового класса с лучшим оборудованием, полным финансированием, свободой в найме сотрудников, в общем всем, о чём мечтает любой профессор на пике своей карьеры.
Когда я приехал сюда на интервью, я познакомился с сотрудниками университета — здесь очень молодой коллектив, старше сорока лет — всего несколько человек. Это люди с большим энтузиазмом и горящими глазами, и я понял, что да, в таком месте я хочу работать.
Мы разговариваем со студентами на равных, они обращаются ко мне и другим профессорам с любыми вопросами и в любое время. Студенты пишут мне в Telegram, и в нём же я, кстати, могу переписываться с Никифоровым (Министр связи, один из идеологов и основателей Иннополиса. — Прим. ред.). У нас нет строгой иерархии и очень сильные горизонтальные связи.
Кроме этого, в университете очень демократичное и прозрачное руководство. В прошлом году я получил грант на исследования (33,6 млн рублей) от министерства образования и 27,6 млн от нашего индустриального партнёра (ООО «Андроидная Техника»). Я вижу, как тратятся эти деньги, я их трачу сам. Не происходит такого, что гранты оседают где-то в казне вуза, и мне приходится их выпрашивать, как это бывает во многих других университетах, в том числе иностранных. Здесь я и моя команда имеем полное право решать, что мы на эти деньги закупим и каких сотрудников наймём. Мне нравится эта прозрачность.
В России одна из самых больших проблем с кадрами. Когда было объявлено, что я переезжаю в Казань, я сразу же получил несколько предложений от других российских вузов. На мой взгляд, это показательно.
В России, безусловно, есть прекрасные профессора, но их очень мало, и о них практически никто не знает за рубежом, поскольку здесь очень низкая публикационная активность. Если профессор неизвестен, никто не узнает его аспирантов, будущих профессоров. Волна не распространяется. Возникает закрытая научная и академическая среда, в которой нет обмена знаниями и опытом с мировым сообществом. Одни и те же люди ходят на одни и те же конференции, говорят одни и те же вещи. И в итоге все варятся в собственном соку.
В университетах преподают те знания, которые были сформированы ещё в Советском Союзе. Я разговаривал с профессорами некоторых других вузов. Выяснил, например, что на робототехнике не учат программированию. Как так? Если студент не может запрограммировать робота, что он вообще с ним планирует делать? Это фундаментальное знание.
Университет Иннополис — это тот толчок, который должен будет вывести российское IT-образование на мировой уровень. Мы привлекаем иностранных профессоров из ведущих университетов, и наша задача — вырастить принципиально новое поколение кадров для самих себя, впустить их в IT-индустрию и другие вузы. Безусловно, на это потребуется время.
Общая площадь зданий кампуса: 75 104 кв.м.
Планируемое число студентов: 5 000 человек.
На данный момент мне проще сказать, сколько профессоров у нас без опыта работы и преподавания за рубежом. Из тех, кого я знаю — ни одного. Нам часто присылают резюме российские преподаватели, но незнание языка для большинства является барьером, поскольку занятия в университете проходят на английском.
Во-первых, многие наши преподаватели-иностранцы просто не говорят по-русски. Но основная причина в том, что английский язык — это язык технологий, на котором разговаривает всё мировое IT-сообщество. Это важная вещь, мы должны учить студентов хорошему техническому английскому, потому что иначе они окажутся в изоляции и будут заново изобретать велосипед. Есть много научной литературы и документации, которая просто не переведена на русский. Есть терминология, которую часто сложно объяснять на русском языке. Конечно, практически все термины имеют свой перевод или их пытаются русифицировать, но часто получается ерунда.
У нас есть вступительные экзамены (программирование) и собеседования, которые проводятся на английском. На разных направлениях немного разные требования при поступлении, но основное — это мотивация, эссе. Подать предварительную заявку на отбор можно на сайте университета, если ваша заявка пройдёт, ваш ждёт очное собеседование. Причём интервью проходит не с одним, а с группой профессоров, чтобы не было субъективных решений.
На сегодняшний день мы получили более 15 000 заявок из 82 регионов РФ, из них планируем набрать на 2015 учебный год лишь около 400 человек. Прием заявок и отборы продолжатся до середины июля. Это будет уже третий и первый массовый набор вуза. В 2013-м мы сделали тестовый набор в магистратуру — приняли 14 студентов, в 2014 добавилась программа бакалавриата, и в сумме мы набрали 50 студентов, в 2015, как видите, — будет восьмикратное увеличение набора, количество программ магистратуры увеличилось в 4 раза.
Университет Иннополис — частный вуз, бюджетных мест не предусмотрено. Гранты на обучение и стипендии предоставляются компаниями-партнерами вуза. В прошлые годы нам удавалось обеспечить всех студентов стопроцентными грантами. В этом году предусмотрены 100% и 90% образовательные гранты, оставшуюся сумму студент с неполным грантом оплачивает сам. Однако сумма ежемесячного платежа меньше стипендии, которую мы им платим.
Сейчас мы принимаем студентов на 1-й, 3-й и 4-й курс бакалавриата. В течение первого года обучения они изучают фундаментальные дисциплины, так называемые Core-курсы, среди которых логика, дискретная математика, информатика, программирование и даже философия. На втором году обучения студенты выбирают курсы по интересующей специализации. Это может быть разработка ПО, искусственный интеллект, Data Science, робототехника или информационная безопасность.
Магистры у нас учатся также по одной из этих специализаций. Часть обучения проходит в самом Иннополисе, часть — в университетах США, Европы и Азии, с которыми мы сотрудничаем. Сегодня среди наших партнёров университет Карнеги — Меллон, университет Амстердама, Национальный университет Сингапура. Образовательные программы мы разрабатываем совместно с этими университетами.
В этом году на магистратуру по направлению «Робототехника» мы планируем набрать не менее 15 человек. Программа разрабатывается по тому же принципу, что и в Карнеги — Меллон: есть четыре основных курса по робототехнике, которые студент проходит в обязательном порядке и ряд курсов по выбору.
Образовательный процесс Университета Иннополис строится в соответствии с нормативным законодательством Российской Федерации, уставом университета и применением передового опыта ведущих мировых университетов. Университет реализовывает образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, федеральными государственными образовательными Стандартами (ФГОС ВО) по направлению «Информатика и вычислительная техника». Выпускники университета будут получать дипломы государственного образца после прохождения соответствующей процедуры государственной аккредитации, как и положено по законодательству.
Кстати в США, например, образование децентрализовано, там нет какого-то единого государственного образовательного стандарта и образца для всех вузов. Для вуза не так важно, государственного образца диплом или нет. Важнее репутация самого университета. Дипломы Стэндфорда или MIT говорят сами за себя. Важен не диплом, а знания.
У нас есть партнёр по одному из грантов, компания «Андроидная техника» из Магнитогорска, которая является практически монополистом на российском рынке андроидных роботов. Ведутся совместные научные исследования с компаниями «Ростелеком», «Вектор», Acronis. Среди наших партнеров — «Мегафон», госкорпорация «Ростех», Paralells, ICL и др.
Мы разрабатываем комплекс программных решений создания энергоэкономичных систем управления механикой движения антропоморфных робототехнических комплексов на основе контроля статического и динамического равновесия. То есть, говоря простым языком, учим российского человекоподобного робота AR-601M ходить.
Обсуждение материала
Оставить комментарий