кандидат технических наук
технологии обучения», ведущий преподаватель
Дмитрий Гудзенко: Центр создан уже больше 23 лет назад, 10 ноября 1991 года при кафедре «ЭВМ и системы» в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Наша цель была весьма амбициозной — мы хотели стать лучшими в сфере дополнительного образования и сделать качественное дополнительное образование доступным для всех. И, надо сказать, добились серьёзных успехов. На данный момент мы выпустили более 750 000 квалифицированных специалистов и являемся крупнейшим в России центром дополнительного образования. Начинали мы с курсов по направлению «компьютерные технологии». Ориентируясь на запросы слушателей и потребности рынка, постепенно мы расширили спектр курсов. Сейчас в нашем арсенале более 1000 комплексных программ и курсов по 20 направлениям. Условно их можно разделить на 4 крупных отрасли: компьютерные технологии, творческие курсы, бизнес-курсы и курсы личностного роста, включая курсы английского языка. Ежемесячно список курсов пополняется. В работе мы придерживаемся главного принципа: каждый слушатель должен иметь возможность получить качественное образование в удобном для себя формате, в удобное время, в удобном месте. Исходя из этого, стараемся идти в ногу со временем, работаем над качеством сервиса, внедряем новые форматы обучения, используем инновационные технологии. Это высоко оценили и эксперты, и общество: согласно данным авторитетных рейтингов (IDC, ИД «Эксперт», ИД «Коммерсант»), мы являемся лучшими.
Данил Динцис: Основной формой обучения в «Специалисте» являются группы очного обучения, проходящие по гарантированному на год вперёд расписанию. Опережающими темпами развиваются дистанционные виды обучения — вебинары и очно-заочное обучение. Мы занимаемся дистанционным обучением давно. Еще в 2000 г. мы запустили международный проект Bauman Training. Он был представлен в Лондоне на выставке «Online Learning 2002 Europe». А в 2009 году запустили в пилотном режиме формат вебинара по собственной запатентованной технологии inClass ®. Она позволяет полноценно присутствовать на очных занятиях из любой точки земного шара, где находится слушатель, и где есть интернет. Почти полгода тестировали, шлифовали, чтобы технология работала на все сто, обеспечивала нужное качество обучения. В феврале 2010 года проект заработал в полном объеме. На сегодня в режиме вебинара прошли обучение уже более 25 тысяч слушателей, и это число постоянно растет.
Дмитрий Гудзенко: Я хочу добавить, что мы по-настоящему горды тем, что наша технология проведения вебинаров отмечена коллегами из международной ассоциации LERN (мы стали лауреатами премии). Но самое главное — наши слушатели по достоинству оценили этот формат обучения.
Дмитрий Гудзенко: Можно выделить условно три типа целевой аудитории. Первая — жители Москвы и Московской области, которым тяжело добираться по пробкам. Они экономят время. Многие москвичи объясняют свой выбор очень просто: мне удобней находиться в своем кресле и совмещать обучение с домашним комфортом. Вебинары — это когда ты сидишь на даче, вокруг поют соловьи, или дома, в любимом кресле — и учишься. Красота! Вторая — жители регионов России. И корпоративные клиенты, и физические лица. Им дистанционное обучение даёт возможность сэкономить деньги на проезд и проживание в столице. Третий тип — проживающие за рубежом. Их выигрыш — выгодная цена. Они получают международные сертификаты Microsoft, Autodesk, Cisco по очень привлекательным ценам (у нас учиться дешевле, чем за границей). А еще русскоязычным приятно поучиться на родном языке: будто на Родине побывали. Опять же, они экономят на билетах за проезд, гостинице и прочих расходах, связанных с обучением в другом городе. Получается, не ты едешь на учебу, а она к тебе приезжает.
Данил Динцис: Часто региональные или крупные компании с филиалами в других городах заказывают у нас дистанционное обучение для целой группы сотрудников. Это удобно слушателям и выгодно компании, которая экономит много денег на командировочных и стоимости проживания в Москве. В последние годы число слушателей из регионов постоянно растет. Кстати, чем более сложен и уникален учебный курс, тем больше мы видим среди слушателей жителей регионов. Главное — слушатель вебинара чувствует себя абсолютно комфортно. Ему удобнее планировать своё время. Он может участвовать в занятии, находясь дома или на работе, причем попеременно, в зависимости от графика. Ведь технология вебинара не привязана к конкретному компьютеру. А наличие wi-fi вообще снимает всякие ограничения. В первую очередь, люди заинтересованы в приобретении именно тех знаний и навыков, которые помогут им в дальнейшей работе и сделают их незаменимыми, бесценными работниками, способными эффективно решать совершенно различные задачи. Их не интересуют дешевые «корочки», но при этом люди не хотят переплачивать. Поэтому в настоящее время растет спрос на инновационные формы обучения. Исходя из этого, в 2014 году мы запустили еще один формат — дипломные программы профессиональной переподготовки. Обучение по дипломным программам соединяет в себе наиболее эффективные методы обучения: удобство и результативность вебинаров и преимущества очного обучения. Пройдя обучение, слушатели получают новую профессию и диплом о профессиональной переподготовке.
Дмитрий Гудзенко: Наша география охватывает весь мир: Москву, Подмосковье, регионы России — от Дальнего Востока до Калининграда, все страны бывшего СССР. У нас есть слушатели и из Новой Зеландии, из Японии, других стран мира. У нас обучаются сотни слушателей из стран с большой русскоязычной диаспорой: США, Германия и другие западные страны.
Дмитрий Гудзенко: Наши специалисты решили объединить достоинства вебинаров и очных занятий. Им это удалось. Как я говорил, методика получила название WebinarInClass ®. Мы подключаем слушателей-вебинаристов непосредственно к занятию группы в классе. Подобный подход позволяет получить синергетический эффект — слушатели общаются с коллегами из разных регионов. А главное, создаётся эффект личного присутствия.
Данил Динцис: Технология позволяет сохранить энергетику, ритм, стиль, характерные для очного обучения. Вы активно участвуете в групповых дискуссиях, видите экран преподавателя, общаетесь с ним и другими слушателями. Преподаватель находится в постоянной эмоциональной связи с вебинаристом, проверяет задания, отвечает на вопросы — всё, как у очников. Ну и, опять же, есть возможность обмениваться опытом с более широким кругом специалистов из других городов и регионов. В результате все категории слушателей получают реальные знания. Вебинар — это не просто презентация курса. Экран компьютера преподавателя транслируются прямо на ваш компьютер, и вы видите и слышите всю лекционную часть занятия. На курсах Microsoft слушатели-вебинаристы выполняют все лабораторные работы.
Дмитрий Гудзенко: Но и это еще не всё. Вы получаете даже больше, чем те, кто присутствуют в классе на обучении. По окончании курса вам в течение трех месяцев будет предоставлен доступ к записи вебинара, и вы сможете сколь угодно раз повторять пройденный материал. Вебинары «Специалиста» стали популярным и практичным форматом обучения, но мы не стали останавливаться на достигнутом и в прошлом году запустили еще один инновационный формат — очно-заочное обучение. Это новое решение Центра для всех, кому необходимо повысить свою квалификацию, но не хватает времени на занятия. Данный вид обучения идеально подходит тем, кто сильно занят на работе, имеет высокие навыки самоорганизации и испытывает острую необходимость в получении новых знаний, повышении квалификации. Очно-заочное обучение предполагает большой объем самостоятельной работы, поэтому от слушателей требуется максимальная ответственность при работе с учебными материалами и выполнении практических работ. Результат — слушатель получает полный объем необходимых знаний при немалой экономии времени и денег.
Данил Динцис: Дистанционное обучение не требует никакого специального оборудования. Слушатели подключаются непосредственно к занятию, которое проходит в классе. Сейчас для подключения мы используем специализированное и простое ПО известного вендора Citrix — Gotomeeting и Gotowebinar. От слушателя требуется минимум — канал связи от 1 мбит/с (даже 512 кбит/с). Ну и, само собой, нужен компьютер с широкополосным доступом в интернет и операционными системами Windows или Mac OS, звуковой картой, колонками и микрофоном. Хотя удобнее использовать гарнитуру — наушники с микрофоном. Иными словами, 100% всех продаваемых сегодня компьютеров уже имеют всё необходимое. Можно даже подключиться с телефона, у которого есть выход в интернет. При обучении сетевым технологиям слушатель получает доступ к содержимому курса, демонстрациям, лабораторным и практическим работам. В общем, от очного студента дистанционный слушатель отличается только тем, что голос преподавателя слышит из наушников, а всё происходящее видит через монитор. Голос и видео, кстати, пишутся на протяжении всего занятия, а после слушатель получает доступ к записи.
Дмитрий Гудзенко: Наиболее востребованы сетевые курсы Microsoft, курсы программирования и СУБД и курсы по управлению проектами. Популярны курсы, дающие возможность получить международную сертификацию. Мы — авторизованный центр Microsoft, 1C, Cisco, Adobe, D-Link, Autodesk, Лаборатории Касперского. Огромной популярностью пользуются курсы по продуктам Microsoft. Добавлю, что мы уже больше 10 лет являемся «Золотым партнёром» корпорации Microsoft Gold Learning Partner. Кроме того, мы признаны лучшим учебным центром «Майкрософт» в России, Восточной и Центральной Европе.
Дмитрий Гудзенко: У нас работает настоящая команда звезд. Все они практики и эксперты, лучшие специалисты в свои области. У нас очень жесткий отбор. Все они успешно прошли профессиональные сертификации и постоянно их обновляют. Таких специалистов в России — считанные единицы. Ну и, конечно, это настоящие педагоги по призванию.
Данил Динцис: Дистанционное обучение требует особого методического подхода и от учебного центра, и от преподавателя. Назначая преподавателя в такую группу, нужно учитывать его индивидуальные особенности. Например, одна из первых задач для преподавателя — объединить группу из очных студентов и удаленных слушателей в единое целое, создать эффект общего дела, нацеленность на общий результат. Решение этой задачи осуществляется на протяжении всего курса. Часто слушатели с удовольствием общаются с коллегами из других регионов, и они используют эту возможность даже в перерывах. Нередко у меня во время кофе-брейка просят разрешения взять микрофон и продолжить дискуссию с коллегой на какую-то зацепившую тему. И, самое главное, необходимо обеспечить единые стандарты знаний и навыков, получаемых слушателями, независимо от формата их обучения. Везде должна быть единая учебная программа, одни и те же стандарты качества, одни и те же документы об окончании обучения. Мы делаем всё, чтобы дистанционные слушатели могли точно так же участвовать в занятиях, как их очные товарищи. Стараемся активно вовлекать всех в учебный процесс, постоянно поддерживая динамику и высокое внимание всей аудитории. Учебные материалы сформированы таким образом, чтобы занятие не превращалось в длительную лекцию. Часто подобный эффект дают неожиданные с точки зрения логики курса переходы. Например, от теории преподаватель может сразу же углубиться в демонстрацию возможности программного обеспечения, методики. И надо внимательно следить, что происходит в классе. Тем самым у всех слушателей удерживается постоянный интерес к происходящему в классе. Преподаватель контролирует эмоциональный настрой слушателей вебинаров. Удовлетворенность от занятий можно отследить по тому, насколько активно слушатель участвует в дискуссии, как формулирует вопросы в чате. Также подобный контроль помогает осуществлять и используемое ПО. В целом, дистанционное обучение по методике «inСlass» предъявляет повышенные требования к подготовке и преподавателя, и технических средств в классе. Конечно, это новый шаг в развитии профессионального мастерства педагога.
Данил Динцис: Во-первых, методический материал должен также быть динамичным. Это могут быть и видеоролики, и анимация. Но можно использовать и обычные презентации, документы. Главное — нужно, чтобы они привлекали внимание, сменяли друг друга и не давали аудитории скучать. Каждые пять минут нужно переключать внимание слушателей. В этом мы убедились на собственном многолетнем опыте.
Дмитрий Гудзенко: Стараемся удерживать приемлемые цены для всех категорий слушателей. Тут мы руководствуемся принципом оптимального соотношения цены и качества. Каждый, кто пришел к нам, подберёт себе формат по вкусу. Не забываем мы и об акциях для клиентов — следите за новинками на нашем сайте, в соцсетях. Мы все время придумываем что-то интересное для наших слушателей. У нас действует система скидок на курсы. Разработана уникальная программа лояльности «Настоящий специалист». Наши слушатели получают постоянные скидки, а также всевозможные бонусы и привилегии.
Дмитрий Гудзенко: После успешного окончания обучения слушатели получают свидетельство учебного Центра «Специалист» при МГТУ имени Н. Э. Баумана, признанное не только в России, но и за рубежом, и международные сертификаты вендоров. Кроме того, слушатели могут получить удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке. Хочу особо подчеркнуть, что и вебинаристы, и очные слушатели получают одинаковый комплект документов. И одинаковый объем знаний равного качества.
Дмитрий Гудзенко: Благодаря нашей технологии мы свели разницу между очным и дистанционным обучением к минимуму. По успеваемости вебинаристы не уступают очным студентам.
Данил Динцис: Мы не стоим на месте. Постоянно внедряем новинки. Наша ИТ-инфраструктура служит не только для обеспечения функционирования центра, но и для поддержки учебного процесса. Сейчас планируется постепенный перевод технической базы в «облака», например, для выполнения виртуальных лабораторных работ. А для этого требуется очень много компьютеров. Надеюсь, что использование облачных решений даст возможность покупать меньше серверов. А это позволит не допустить значительного роста цен на обучение из-за инфляции и одновременно повысить качество обучения и сервиса. Кроме того, мы сейчас обкатываем еще одно новшество: устанавливаем в классе ТВ-панель, на которую транслируется изображение удаленных слушателей. Они нас видят, мы их видим. Можем посмотреть друг другу в глаза. Таким образом, стирается еще одна грань между очным и дистанционным обучением.
Дмитрий Гудзенко: В наших планах — интегрировать в единый методико-технологический комплекс различные учебные форматы: очное обучение, вебинары, открытое обучение, очно-заочное обучение. В личных кабинетах слушателей создается хранилище методических материалов. Мы создаем также базу записей занятий. Современные технологии позволяют объединить в единое образовательное пространство очный и дистанционный формат, групповое и индивидуальное обучение. В одной аудитории могут обучаться слушатели разных курсов. Наш центр стоит у истоков внедрения инновационных форматов обучения для краткосрочных курсов. Мы всегда готовы предложить людям именно то, что необходимо им в настоящий момент времени: актуальные знания и практические навыки для становления успешной карьеры.
Дмитрий Гудзенко: Сложно сказать. По большому счёту, это не является самым важным. Сейчас каждому слушателю обеспечена свобода выбора. Современные технологии это позволяют. Мы живем в век информационного общества, где знания ценятся выше всего. Образование не стоит на месте, а активно подстраивается под тех, кто стремится открывать для себя новые горизонты. Для «Специалиста» главное — сделать так, чтобы, приходя к нам, слушатели нашли именно то, что необходимо им для развития и движения вперёд. Поэтому мы открыты для всех инноваций в образовании. Особенно, если это сделает тех, кто к нам приходит, счастливее и увереннее в себе. Кстати, по данным опросов наших выпускников, жизнь у 80% из них после курсов меняется к лучшему.
Обсуждение материала
Оставить комментарий