Как правило, в любой игре всегда есть главный идеолог, который придумывает её основной замысел. После этого к процессу подключаются гейм-дизайнеры, которые прорабатывают все подробности игрового мира: пишут сценарии, проектируют игровую механику, создают миссии и уровни, определяют правила игры.
Гейм-дизайн — это очень кропотливый труд. Дизайнеру приходится редактировать кучу цифр, параметров в игре и решать многочисленные проблемы, которые появляются в процессе её создания и развития.
По большому счёту игра — это большой набор свойств, параметров и ограничений, и функция дизайнера — редактировать эти параметры, формируя таким образом логику и возможности игры. Дизайнер должен создать в игре как можно больше возможностей, но при этом сделать так, чтобы они «выдавались» игроку постепенно. Так появляется прогресс и возникает история персонажей. Правила игры — это набор ограничений, введенных для того, чтобы игра не сломалась. Искусственные подпорки, необходимые для того, чтобы игроки могли пройти её только честно.
Для создания разных игр нужно разное количество людей. Например, «Тетрис» сделал один человек — это был советский программист Алексей Пажитнов. А вот в команде World of Warcraft уже на старте было более 500 человек. В среднем, для производства одной небольшой игры нужно пять человек: гейм-дизайнер, художник и три программиста.
Проектирование игры — это всегда большое количество расчётов. Поэтому гейм-дизайнер должен иметь железную логику и любить математику, в том числе теорию вероятностей. Полезно также разбираться в физике, понимать основы механики, поскольку действие многих игр основано на физических законах.
Дизайнеру точно не помешают навыки работы в Adobe PhotoShop, Autodesk 3ds Max, CorelDraw, Adobe InDesign. Полезным будет и умение программировать, хотя бы на начальном уровне.
В процессе разработки игр приходится сталкиваться с нестандартными задачами и проблемами, искать для них нетривиальные решения и изобретать новые подходы. Каждому дизайнеру стоит прочитать «Теорию решения изобретательских задач» (ТРИЗ), которую разработал советский ученый Генрих Альтшуллер.
Дизайнеру нужно хорошо прокачивать свой коммуникационный скил, чтобы ясно и понятно доносить свои идеи, описывать решения, общаться с игроками и получать от них нужный фидбек. Ещё один важный навык гейм-дизайнера — это знание поведенческой психологии. Нужно хорошо понимать пользователей и то, что им нравится, быть способным ставить себя на их место.
Конечно же, гейм-дизайнер обязан любить игры. В неделю нужно тратить 60 часов на игры, помимо 40 часов, которые уходят на её разработку. При этом важно не «залипать», а играть осознанно: анализировать игру, думать о том, как разработчики приняли то или иное решение, что хорошо и что плохо в игре, что в ней можно было бы доработать или сделать по-другому.
Нужно играть в игры и одновременно читать patch notes, которые делают гейм-дизайнеры. Ведь всё, что в игре кажется случайным, скорее всего, является «багом», который кто-то забыл или не успел исправить.
Самый простой способ начать заниматься гейм-дизайном — освоить автоматические инструменты для создания игр. Например, RPG maker и Stencyl, программы, которые позволяют сделать игру, не разбираясь в программировании. Один из самых популярных движков, позволяющий создавать игры под разные платформы, — Game Maker Studio. Известная игра Hotline Miami была сделана с помощью этой программы и заработала очень много, хотя ее создали всего пять человек.
Можно создать игру на базе карт из World of Warcraft, Quake, Counter Strike или Portal. Например, знаменитая игра Dota2 изначально была всего лишь пользовательской картой в Warcraft3. Двое ребят сделали ее для себя, а затем эту карту у них выкупила Valve Corporation.
В гоночной игре TrackMania одни пользователи делают гоночные трассы, а другие их проходят. Там можно наглядно увидеть, почему один трек хороший, а другой нет. Тоже самое в Little Big Planet: здесь одни пользователи делают уровни, другие их проходят.
Гейм-дизайнеру полезно указывать в резюме свой геймерский опыт: от пяти до 10 лет. 10 лет игр — это бесценно. Ведь сейчас переиграть во все игры, которые были сделаны 10-20 лет назад, уже невозможно. Это будет не тот опыт. Так что человек, который играл во времена, когда не было Pentium, будет для компании, создающей игры, самым ценным.
В России профильного образования в сфере гейм-дизайна пока, к сожалению, практически нет. В Москве гейм-дизайн хорошо преподают разве что в Sсream School. На Западе игровая индустрия развита гораздо больше (только в Калифорнии работает порядка 1 500 студий), поэтому есть и много мест, где можно этому научиться, в том числе в ведущих западных университетах. Также есть и много специализированных онлайн-курсов, например, Game Theory Стэнфордского университета на Coursera.
В игровой индустрии проводится много конференций и выставок, которые очень полезно посещать гейм-дизайнеру, чтобы быть в курсе последних новостей и трендов. В России самые крупные — это Конференция разработчиков игр и Игромир. Среди мировых конференций — E3 (Electronic Entertainment Expo), GDC (Game Developers Conference) и ChinaJoy (China Game Business Conference).