О программе
Письменная деловая коммуникация должна достигать своей цели, то есть побуждать получателя к тем действиям, которых от него ожидает отправитель.Научитесь писать такие письма, на которые отвечают их получатели. Разумеется, чтобы ответить, письмо надо прочитать и понять правильно.- Что мешает людям правильно понимать друг друга, если они пишут на одном языке?- Почему некоторые письма провоцируют конфликты?- Как отказать в просьбе, не испортив отношения с партнером по переписке?- Какие табу до сих пор существуют в официальных письмах и почему?- Как научиться быстро писать письма и не тратить на каждое по 2-3 часа?- Что делать со «снежным комом» неотвеченных писем, накапливающемся в папке Входящие?- Как оптимизировать работу с почтой, чтобы успевать обрабатывать сотни писем ежедневно?
Дополнительная информация
Занятие 1. Особенности письменной коммуникации и общие правила деловой переписки- 10 работающих лайфхаков для оптимизации времени на работу с электронной корреспонденцией. Сортировка, приоритетность и организация хранения писем.- Когда и как отвечать на входящие письма?- Правила пересылки писем и цепочек.- Дополнительная информация, вложения и приложения. Что делать, если в письме необходимо передать большой объем информации.- Факторы эффективности коммуникации.- Специфика письменной деловой коммуникации.- Особенности восприятия письменной речи.- Цели и результаты коммуникации с позиции отправителя и получателя сообщения.- Универсальная структура коммуникации.- Дорожная карта подготовки коммуникации.- Возможности и ограничения письменной коммуникации.- Алгоритм подготовки письма.- Типичные ошибки в письмах – от подготовки и начала письма, до завершения и прощания.- Почему адресаты не отвечают на письма? Что должно быть в письме, на которое ответят.- Как люди воспринимают и запоминают информацию.- «Принцип пирамиды» Минто.- Представление решений: алгоритм СПР.- «Правило британского сержанта» в письмах.Домашнее задание 1: подготовить 2 текста разных писем, соблюдая «принцип пирамиды» Минто, алгоритм СПР и требования к структуре письма.Занятие 2. Подготовка к составлению письма- Разбор домашних заданий, обратная связь по ним.- Что нужно знать и уметь, чтобы составить хорошее письмо?- Основные типы деловых писем и их содержание: Предложение, - Распоряжение, Напоминание, Запрос, Просьба, Отчёт, Ответ на запрос, - Уточняющие вопросы, Конструктивный отказ. А также поздравительные, благодарственные, гарантийные, информационные и сопроводительные письма.- Цели конкретного письма и ключевые вопросы при их постановке.- От чего зависит выбор стиля письма? Отличия официального, бытового и неформально-делового стилей.- Какие требования к деловому письму обязательно нужно соблюдать в любом стиле?- Модель AIDA – универсальный план «продающего» текста.- Структура и универсальный план делового письма.- Основная часть и резюме писем разных типов.- Восприятие письма получателем: на какие вопросы читателя обязательно должно отвечать письмо.- «Правило трех» в формулировании проблем и решений.- До того, как начать писать: какую информацию, где и как собрать.- Домашнее задание 2: подготовиться к составлению письма определенного типа, письменно ответив на вопросы чек-листа о получателе, цели, и содержании письма.Занятие 3. Пишем письмо- Разбор домашних заданий – обсуждаем заполненные чек-листы участников: основные ошибки, возможные улучшения.- Особенности установления контакта с адресатом.- Что надо знать о цели письма? Превращаем свои желания в действия получателя.- Что надо знать о получателе письма? Вызываем интерес и желание прочесть.- Психологические типы читателей и их ключевые вопросы.- Что надо знать об альтернативах? Предвосхищаем возражения и подбираем аргументы на языке интересов адресата.- «Карта эмпатии» для анализа адресата письма.- Письма первым лицам – максимально кратко изложить самую суть и повысить шансы на положительную реакцию.- Типовые шаблоны писем первым лицам: Предложение, Отчет, Аналитическая записка.- Применение моделей GROW и PARLA для подготовки отчета.- Алгоритмы составления писем разных типов.Домашнее задание 3: написать тексты писем 4 разных типовЗанятие 4. Сложные ситуации в деловой переписке- Разбор домашних заданий - обратная связь по всем письмам участников: основные ошибки, возможные улучшения.- Письмо группе людей - как добиться понимания и нужных действий от нескольких адресатов?- Алгоритм информирования сотрудников об изменениях.- Принципы позитивности, убедительности, краткости, аргументированности.- Начало текста – цепляем внимание.- Основная часть – отвечаем на все вопросы получателя. Аргументы, которые убеждают.- Заключение – призываем к действию. Обозначение сроков.- Роль и место переписки при конфликте.- Что важно учесть при выборе формы письма?- Разбираем примеры чужих писем разных типов и выявляем ошибки.- Что в текстах писем нравится людям, а что их раздражает?- Конструктивный способ решения конфликтов.- Вовлечение собеседника в конструктивное решение ситуации.- Словесные приемы снижения эмоционального напряжения в коммуникациях: «словесный пух», метод присоединения, метод позитивных высказываний.- Отношение к ошибкам других. Правила конструктивной критики в ситуациях письменной обратной связи.- «Я-подход» и «Вы-подход».- Онлайн-тренировка по переработке «проблемных» писем: как написать письмо-отказ, письмо-претензию или сообщить плохую новость так, чтобы не спровоцировать конфликт.- Когда нужно звонить по следам письма? Ситуации, в которых важно усилить письмо звонком.Домашнее задание 4: написать и оформить в окончательном виде 2 «проблемных» письма.Занятие 5. Дорабатываем текст и оформляем письмо- Разбор домашних заданий – обсуждаем по одному письму каждого участника, предложения по переформулированию, улучшению текстов и дизайна.- Лексические стандарты и нормы деловой переписки.- Как сформулировать тему письма, чтобы его открыли и не потеряли?- Инфостиль в деловой переписке: как сократить текст и что из него убрать.- Как оценить и улучшить свои тексты и проверить их грамотность: онлайн-сервисы для копирайтеров.- Как облегчить восприятие письма получателем?- Общие принципы дизайна писем.- Правила оформления письма, которые нельзя нарушать: шрифты, буллиты, абзацы, картинки и пр.- Сокращаем время на написание писем – создаем типовые шаблоны для себя и своих подчиненных и проверяем их эффективность.Подведение итогов курса.Итоговое задание:- ответить на вопросы теста по материалам курса;- написать эссе о результатах обучения;- составить тексты писем 4 разных типов (по своему выбору) и оформить их с использованием знаний, полученных на курсе.